Уже довольно длительное время борьба оппозиции с предательским режимом ведется главным образом на поприще красноречия. И результат, естественно, соответствующий. Что делать, если мощный поток воды угрожает разнести в клочья плотину? В теории есть, например, и такой способ: взять пластиковое ведерко и начать торжественно вычерпывать воду со стороны потока. Именно этим и занимается оппозиция.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
МЕЖДУ ТЕМ СИТУАЦИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ. Дело дошло до того, что власть Пашиняна по принуждению Баку и Анкары собирается изменить Конституцию, отказаться от Декларации о независимости, фактически ликвидировать независимую армянскую государственность, лишить наш народ чести и достоинства, собственной истории, национальных ценностей и традиций, культурного наследия, стереть его память.
Вести себя в подобной ситуации, как плавающая в теплой воде лягушка - это самоубийство. Напомним, что лягушка, погруженная в теплую воду, с наслаждением плавает в кастрюле. Она не замечает, что кастрюлю поставили на огонь, и вода становится все горячее. Она так и наслаждается, пока не сварится. Мы должны осознать, что оказались не в комфортной теплой воде, а в кипятке. А лягушка, брошенная в кипяток, выпрыгивает, хотя и с травмами.
Именно так мы и должны поступить, не обращая внимания на отвлекающие маневры и фокусы Пашиняна. В физиологии имеется учение о доминанте, как бы оттирающей на периферию внимания все остальные раздражители. Когда вам на голову начнет падать купол Сикстинской капеллы, вас резко перестанет интересовать творчество Микеланджело, - и не стоит в этот момент упрекать вас в слабом художественном вкусе.
И возможности кардинально изменить ситуацию, конечно же, сохраняются. Например, в виде сформированного на днях инициативой "Айакве" нового движения, цель которого не допустить попытки предательского режима совершить конституционный переворот.
"Мы постоянно боролись за реализацию национальных целей, и до сих пор наши действия встречали жесткое сопротивление со стороны правящего режима. Но это лишь удваивает нашу решимость к борьбе. Мы продолжаем бороться против антинациональной деятельности нынешнего режима. Мы призываем все поистине национальные силы и граждан, неравнодушных к судьбе нашей Родины, решительно присоединиться к борьбе, сформировать единый фронт национальной защиты и не позволить расформирование независимой армянской государственности со стороны наших заклятых врагов", - заявил координатор инициативы "Айакве" Аветик Чалабян.
Ну что ж, время от времени кто-то из отечественных оппозиционных лидеров заявляет о своем намерении из Ришелье переквалифицироваться в Бисмарка и, прекратив период феодальной раздробленности, учинить объединение оппозиции. Средства к такому объединению могут быть разными. К примеру, Тютчев в эпиграмме на Бисмарка, оптимистически утверждал: "Империи, - сказал властитель наших дней, - рождаются железом и кровью. А мы попробуем любовью, а там увидим, что прочней".
ЖЕСТКИМИ ЛИ МЕТОДАМИ ИЛИ ЛЮБОВЬЮ, НО ПРЕОДОЛЕНИЕ "ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ", объединение оппозиции в нынешней ситуации просто не имеет альтернативы. Без формирования мощного фронта национальной защиты независимой армянской государственности точно придет конец.
Как совершенно справедливо замечает бывший руководитель Комитета госдоходов Давид Ананян: "Очевидно, что настало время последнего испытания для титульной и не титульной оппозиции, чтобы она могла объединиться вокруг единой повестки и взять на себя лидерство. В первую очередь это касается оппозиционных сил, обладающих институциональными возможностями".
Осознает ли оппозиция, что это ее последний шанс - другой вопрос, ответить на который пока трудно. К примеру, когда журналисты поинтересовались у депутата от блока "Айастан" Левона Кочаряна отказалась ли оппозиция от акций протеста, смирившись с происходящим, последний так и не дал четкого ответа, заявив, что лично он не смирился и смиряться не собирается. В том, что Левон Кочарян никогда не смирится и будет решительно бороться до конца, никто не сомневается. Но ведь речь идет об оппозиции в целом.
Однако останемся оптимистами и будем верить, что объединение оппозиции все же состоится, и в скором времени фронт национальной защиты перейдет к конкретным действиям. А формы протеста могут быть различны. Наряду с мягкой формой, то есть мирной манифестацией, есть и более жесткие: пикетирование, массовая политическая стачка и далее вплоть до вооруженного восстания.
Заметим, что большая жесткость требует от участников борьбы большей дисциплинированности, организованности, самоотверженности и т.д. Если этих качеств не хватает даже на то, чтобы провести требующую малых усилий массовую манифестацию, странно ожидать, чтобы их хватило на успешную организацию более острых формы борьбы. Так что оппозицию ожидает весьма сложная и трудная организационная работа.
В любом случае мирный протест нам представляется более предпочтительным. И не только нам. Исследовавшая все случаи свержения режимов гражданами, имевшие место начиная с 1990 года, американский политолог Эрика Ченовец выяснила, что мирный протест достигает цели в несколько раз чаще, чем протест, использующий насилие. Логика проста - в части силы у властей всегда есть фора, и если дать им повод эту фору использовать, то они не преминут это сделать.
НОВОСТИ АРЦАХА - https://yerkramas.org/tag/37467/novosti-Arcaxa
НОВОСТИ АРМЕНИИ - https://yerkramas.org/tag/37462/novosti-Armenii
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ПРОТЕСТУЕТ, ТЕМ ЛУЧШЕ. Согласно данным Ченовец, ни один режим не устоял после того, как в протестах против него приняли участие 3,5 процента населения страны. Здесь и кроется суть - большинство рисковать не готово и в силовых акциях оппозиции участвовать отказывается. Большинство выходит на улицы, только когда понимает, что протест носит мирный характер.
В состоянии ли будет объединенная оппозиция вывести на уличные акции протеста 3,5 процента граждан? При правильной организации работы - безусловно да. Тем более что время у нее есть. Как заверяет Аветик Чалабян, если все процедуры по смене Конституции будут соблюдены, то процесс может занять от шести месяцев до года. Ведь прежде всего необходимо иметь сам текст новой Конституции, затем решение о проведении конституционного референдума должно быть принято парламентом, после чего КС должен дать заключение о конституционности предлагаемых изменений, нужно организовать и провести сам референдум. Так что этого времени должно хватить, чтобы сформировать единый фронт и не позволить режиму Пашиняна осуществить свои антинациональные планы.
Но перейти на режим каждодневной напряженной работы оппозиция обязана уже сегодня. От этого, несомненно, будет больше пользы, чем от того, чтобы в тысячный раз разбегаться и ударять головой о властные ворота, произнося с парламентской трибуны страстные речи.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"