Пашинян вернулся к теме кадастровых свидетельств, сделав соответствующую запись на своей странице в FB. Он назвал эти свидетельства "спорными", сообщив, что ими занимаются правоохранительные органы. Депутат от фракции "Айастан" Артур Хачатрян прокомментировал эту запись следующим образом: "Не удивлюсь, если сегодня же вечером Григорян и Мустафаев решат, что отныне к Азербайджану отойдет очередной отрезок армянской территории в одном из марзов".
КАСАЯСЬ КАДАСТРОВОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КИРАНЦ НА 6 ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, Пашинян сказал, что речь идет о… "злоупотреблении". Хачатрян не исключил, что в скором времени главарь режима объявит злоупотреблением выданные кадастром свидетельства о праве на землю жителей центральной части Еревана. Словом, Пашинян не случайно в эти дни вернулся к теме собственности на землю жителей Киранц, продолжение следует и, судя по всему, за спиной у народа достигнуты очередные договоренности…
Неутешительный итог уходящего 2024 г.: 24 мая прекратил существование самый мощный укрепрайон на границе в Тавуше, 3-й армейский корпус покинул 24 позиции. 12,6 км территории, подвергшейся делимитации, 43 пограничных столба, на все ушло порядка 1 месяца. Вице-премьер Мгер Григорян по итогам встречи 15 мая с Мустафаевым объявил о готовности азербайджанской стороны продолжить процесс в том же темпе. В результате до конца политического года в Армении говорили о том, что односторонняя сдача территорий под вывеской делимитации не содержит никаких гарантий безопасности. Напомню, что комиссии под председательством вице-премьеров были сформированы в мае 2022 г.
Ведущая в Киранц дорога, 2 жилых дома, 2 строения, более 50 земельных участков – это только начало сдачи земли под вывеской делимитации. 23 октября парламент утвердил регламент по делимитации-демаркации, оппозиция бойкотировала дискуссию и голосование. 1 ноября регламент, утвержденный комиссиями обеих стран, вступил в силу. Единственный принцип – декларация Алма-Аты 1991 г. в обход четких карт. Правящая верхушка пыталась представить регламент как гарантию мира и безопасности.
22 ноября в интервью Общественному телеканалу Пашинян объявил, что в ходе следующего заседания комиссии Григоряна и Мустафаева выберут новый отрезок для делимитации. Он сказал, что во время состоявшейся в октябре последней встречи комиссии договорились представить свои предложения относительно отрезка границы, где будет продолжен процесс. 10 декабря Григорян сообщил журналистам, что на данный момент нет договоренностей относительно даты и места следующей встречи комиссий. А ведь СОР-29 давно закончился, однако затягивание, по мнению вице-премьера, вовсе не означает, что процесс зашел в тупик.
Стороны, по его словам, готовятся к следующей встрече. Григорян подтвердил, что ему ничего не известно относительно следующего участка, где стороны планируют провести делимитацию. Согласитесь, странный ответ на фоне ратифицированного регламента, если учесть, что с момента ратификации прошло 1,5 месяца…
Аналитики и военные эксперты продолжают указывать на спорные пункты регламента. Речь главным образом о том, что документ предусматривает признание окончательной делимитацию отдельных отрезков границы на основе согласия сторон. Если после этого возникнут противоречия по поводу делимитации других отрезков, то они никак не повлияют на предыдущие договоренности. Иными словами, в случае возникновения разногласий процесс может быть остановлен и даже провален. Невзирая на это делимитацию предыдущих участков никто под сомнение не поставит. Специалисты считают такую постановку вопроса весьма опасной, ссылаясь на то, что условия процесса диктует азербайджанская сторона.
ЭТА СТОРОНА НЕ ИМЕЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО ЖЕЛАНИЯ ВЫВЕСТИ СВОИ ВООРУЖЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ С АРМЯНСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, оккупированных в 2020-2021 гг. Пашинян в свою очередь объявил, что не станет воевать за более 200 кв. км армянской земли, а добьется решения вопроса дипломатическим путем. Азербайджан прочно обосновался на армянской территории, а потому комиссия Мустафаева не согласилась указать в регламенте очередность отрезков, подлежащих делимитации. Из этого факта следует обоснованное подозрение, что делимитация оккупированных территорий будет оставлена на потом, а по мере приближения сроков азербайджанская сторона свернет процесс. Это очевидно, как очевидно и то, что затягивание процесса ни к чему хорошему не приведет, особенно, если вспомнить предупреждение министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна о том, как могут развиваться события после СОР -29.
За первые полтора года правления режима Пашиняна уступил в районе Нахиджевана 11 тыс. гектаров армянской земли без единого выстрела. Об этом факте говорится мало, однако именно так выглядели последствия переговоров Пашиняна с Алиевым в лифте Душанбе.
2020 г. провожали без 75% территории Республики Арцах. 2021 г. – разговорами о ползучей оккупации с 12 мая территории 3-х марзов. Причем, армянские власти молчали, а на Западе раздавались адресованные Алиеву требования вывести войска из окрестностей Ишханасар и Черного озера.
В 2022 г. к ним добавились призывы покинуть территории, захваченные по итогам агрессии 13 сентября. За сдачей Агавно, Суса и Бердзора последовала агрессия Азербайджана по 5 направлениям: Горис, Капан, Сотк, Джермук, Ишханасар. 2023 г. ознаменовался потерей Арцаха, причем на всем протяжении блокады Запад требовал прекратить голодомор. 15 сентября, за считанные дни до финальной стадии блокады в виде геноцида и насильственной депортации 120 тыс. армян из Арцаха (19-20 сентября 2023 г.) Госдеп заверял, что не допустит этнические чистки. Дальше слов, как водится, дело не пошло.
2024 г. провожаем разговорами о сдаче 4 деревень в Тавуше под вывеской делимитации. Какие лишения ожидают армянский народ в наступающем году?
После захвата власти Пашиняном и его бандой мы все время сдаем территории. Главарь режима возомнил себя единоличным хозяином страны, присвоив себе право распоряжаться ее богатствами по собственному усмотрению. Остается надеяться, что 2025 г. положит конец порочной традиции. 6 с половиной лет Пашинян сдает территории в обмен на власть, каждый год его пребывания в кресле премьер-министра оборачивается новыми лишениями для страны и народа. Не слишком ли высокая плата за сомнительное удовольствие видеть его у руля государства?
Марина Мкртчян, "Голос Армении"