Что происходит в Нагорном Карабахе после исхода (фактически — изгнания) оттуда исконного армянского населения? Какие цели преследует Азербайджан, декларируя «модернизацию» важнейших секторов этой местности, а фактически уничтожая любые следы многовекового армянского присутствия на этих землях? В то время как Алиев крушит захваченный Арцах и зазывает инвесторов для новой застройки, какие страны позарятся на посулы апшеронского диктатора и ринутся добывать себе экономические и геополитические выгоды на руинах армянского Арцаха?
Попытка ответить на эти непростые вопросы и описать более или менее адекватную картину реальности сделана в статье Михаила Викентьева «Нагорный Карабах: без армян, но с инвестициями», которая опубликована на днях в российском интернет-издании «Военное обозрение».
Отмечая, что интерес к карабахской тематике «сильно подогрело начало рассмотрения в Баку уголовного дела, связанного с политическими и военными деятелями из Нагорного Карабаха», автор констатирует: «Азербайджанская юстиция умудрилась навешать на них столько уголовных дел, что невольно возникает вопрос о предвзятости».
Напомним, 17 января перед бакинским военным судом предстали бывшие руководители Республики Арцах, которых Азербайджан более 15 месяцев незаконно удерживает в тюрьме и сейчас выдвинул им обвинения в «терроризме», «сепаратизме» и «военных преступлениях».
Говоря о начавшемся судебном процессе, автор «Военного обозрения» отмечает: «Бросается в глаза то, что обвинения почти все явно притянуты за уши. Особое внимание привлекает дело Рубена Варданяна, который ранее отрёкся от российского гражданства и возглавлял правительство НКР до его падения.
После задержания Варданяна появились обвинения в финансировании террористической деятельности, создании незаконных военных формирований и нарушении границ Азербайджана. Со временем количество статей, предъявленных ему, увеличилось до 42, с риском пожизненного заключения по некоторым из них.
Генпрокуратура Азербайджана заявила, что все права обвиняемых защищены согласно законодательству страны и международным нормам. Но в своё время Алиев лично гарантировал, что права армянского населения и всего региона будут тоже защищены согласно закону и международным нормам. Что из этого вышло?»
Ответ известен. Весь мир наблюдал, как более ста тысяч армян, бросив дома и нажитое многими поколениями имущество, оставив на поругание могилы своих предков, были вынуждены спасать свои жизни и жизни своих детей перед лицом реальной угрозы геноцида, грозящей им со стороны Азербайджана, который на протяжении десятилетий культивировал армянофобию в качестве государственной политики.
Описывая ситуацию в Нагорном Карабахе после исхода армян, автор публикации в «Военном обозрении» затрагивает целый ряд немаловажных тем и рассматривает вопиющие факты нынешних реалий. Учитывая, что и представленная в статье информация, и сам по себе факт появления в российском издании такого материала может быть интересен нашим читателям, ниже публикуем отрывок из упомянутой статьи:
По закону или по праву… сильного?
Верховный суд ООН предписал Азербайджану уважать право армянских изгнанников на возвращение в регион. Но если эти люди решат вернуться, они могут не узнать родные места. Дело в том, что сейчас Азербайджан активно модернизирует важнейшие сектора этой местности. Цель явно заключается в том, чтобы уничтожить любые следы армянского присутствия на этих землях.
Реформы выходят далеко за рамки простого переименования населенных пунктов: так, например, бывшая столица Карабаха, известная с советских времен как Степанакерт, теперь носит название Ханкенди. Всё гораздо серьёзнее.
Спутниковые изображения демонстрируют обширное уничтожение жилых зданий, церквей и других объектов армянского культурного наследия. Одним из самых заметных изменений является снос целого района вместе с автобусной станцией в Ханкенди.
Этот район находится рядом с бывшим Арцахским государственным университетом, который теперь переименован в Карабахский университет. Ещё одним значительным объектом, подвергшимся уничтожению, стала деревня Карин-так – армянское поселение вблизи Шуши, которое, судя по всему, было полностью стёрто с лица земли.
Причины такого решения в общем-то ясны. Во время первой конфликтной ситуации в НКАО этот населенный пункт стойко сопротивлялся атакам со стороны азербайджанцев. А 26 января 1992 года армянские подразделения одержали верх над противником и вынудили его отступить с территории Карин-така. Однако после конфликта 2020 года контроль над селом перешёл к вооруженным силам Азербайджана, а местное население было вынуждено покинуть свои дома.
Испытание памятью…
В марте 2024 года государственные СМИ Азербайджана показали видеоматериалы с места демонтажа здания бывшего парламента НКР и соседнего центра для армянских ветеранов. С экрана утверждалось, что эти строения являются «незаконными» и не соответствуют архитектурным стандартам.
Помимо этого, власти Азербайджана уничтожают армянские религиозные сооружения, кладбища и христианские символы. Существуют доказательства уничтожения культовых объектов в Шуше и Лачине. Известно о том, что Азербайджан уничтожил старинную церковь Святого Иоанна Крестителя (Канач Жам), находящуюся в городе Шуше, возраст которой насчитывает 177 лет.
Также демонтируются статуи и памятники, отражающие советское и армянское наследие Карабаха. Например, был убран монумент Степану Шаумяну, в честь которого при СССР назвали столицу региона, а также другие памятники выдающимся армянам.
В то же время премьер Армении Никол Пашинян заявил о невозможности возвращения беженцев в Карабах. Но с тех пор условия для них только ухудшились. Беженцы настаивают на гарантиях безопасности и особых правах перед тем, как рассмотреть возможность возвращения, включая проживание в компактных общинах с муниципальной автономией.
Но президент Азербайджана Ильхам Алиев отверг идею предоставления каких-либо привилегий вернувшимся армянам, заявив, что они получат тот же правовой статус, что и другие граждане страны. Это неудивительно, поскольку талыши, лезгины и курды-езиды тоже никаких национально-культурных автономий в Азербайджане не имеют.
Зато её имеет Нахичевань, что является наследием времен создания СССР, когда там почти половину населения составляли армяне, и был более значительный, чем сейчас, процент курдов. Несложно при этом объяснить и действия Азербайджана с целью изменения облика церкви Казанчецоц в той же Шуше.
Здание может быть преобразовано в стиле, характерном для России, поскольку азербайджанские СМИ утверждают, что церковь Казанчецоц была построена как русская православная в 1805 году и предназначалась для российских военных, размещенных в Шуше. Странный посыл к России и РПЦ объясняется чисто экономически: в Баку рассчитывают, что Россия будет инвестировать в восстановление Нагорного Карабаха.
Представители Бакинской епархии Русской православной церкви отвечают в адрес Азербайджана практически тем же. В ходе торжеств, посвященных 137-летию храма Александра Невского в Гяндже, епископ Алексий (Смирнов) подчеркнул, что РПЦ всегда отстаивала принцип территориальной неприкосновенности Азербайджана.
Кому и что выгодно?
Ну а теперь о главном: какие страны могут теоретически получить выгоды от инвестиций в восстановление Нагорного Карабаха в свете того, что президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно говорил о необходимости иностранных капиталовложений в этот процесс?
Понятно, что основную роль среди иностранных инвесторов играет Турция, которая уже с 2023 года разрабатывает карабахские горнорудные месторождения, вложив 4,5 млрд долларов. Но, помимо этого, Ильхам Алиев заявил в конце прошлого года, что Азербайджан приветствует возможности для российских вложений в восстановление инфраструктуры Нагорного Карабаха.
Собственно, этот процесс уже идет, например, инвестиции были сделаны Татарстаном: Алиев вместе с руководителем республики Рустамом Миннихановым запустили сервисный центр «КамАЗ» в Джебраильском районе, бывшем частью непризнанной республики.
Также о готовности инвестировать в восстановление Нагорного Карабаха заявил президент Беларуси Александр Лукашенко. И в России, и в Беларуси, входящих в ЕАЭС вместе с Арменией, какая бы там ни была власть, отлично понимают, что карабахским армянам это точно не поможет — власти Азербайджана непременно будут говорить «за», делая всё возможное «против».
Зато Азербайджану, не входящему ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ и являющемуся инструментом потенциального влияния НАТО на Каспии, точно поможет, потому что он уже давно заселяет на территорию Карабаха азербайджанцев. Как же объяснить маневры России и Беларуси, партнёров Армении по ЕАЭС и ОДКБ?
Ещё римским императором Веспасианом Флавием было сказано: «Деньги не пахнут». В регионе присутствуют залежи золота, серебра, меди, цветных металлов, железа, цинка, а также имеются месторождения гранита и мрамора, есть драгоценные камни, огнеупорная глина, а также прочие полезные ископаемые. Ещё с 2002 года началась активная разработка медных и золотых рудников на участке Дрмбон.
Позиция традиционно проармянского Ирана, который прочат в ЕАЭС, где страна уже имеет статус наблюдателя, тоже не очень ясна. В самом начале Второй Карабахской войны Тегеран регулярно и жёстко критиковал Азербайджан, но после того, как суверенитет Азербайджана над Карабахом признала сама Армения, многое изменилось.
Представитель иранского внешнеполитического ведомства Насер Канани Чафи, скрепя сердце, официально заявил о признании Нагорного Карабаха территорией Азербайджана. Он, однако, уточнил, что Иран настаивает на разрешении всех противоречий путём переговоров.
От редакции
Арцахские армяне десятилетиями доказывали миру своё неотъемлемое и международно гарантированное право на самоопределение, одновременно отстраивая и развивая свою демократическую родину – Республику Арцах. Однако в современном мире бал правит не закон, а право силы. Доказав это военным захватом и этнической чисткой Арцаха, оставшись после этого не только безнаказанными, но вполне даже рукопожатными членами международного сообщества, бакинские власти, сейчас не упускают момента, чтобы воспользоваться плодами собственной «икорной дипломатии» и державных прагматических сиюминутных интересов, ради которых сильные мира сего готовы стыдливо отворачиваться и «не замечать» попрания фундаментальных основ цивилизованного человеческого общежития.
Власти Азербайджан крушат всё, до чего могут дотянуться: армянские религиозные сооружения, кладбища и христианские символы, культовые объекты, демонтируют статуи и памятники, отражающие советское и армянское наследие Карабаха. Одновременно в Баку разворачивается политически мотивированный спектакль судилища над арцахскими политическими и военными деятелями, незаконно взятыми в плен во время массового исхода армян из Арцаха осенью 2023 года и удерживаемыми в качестве заложников вопреки всем нормам международного права.
Приведённая выше статья вызвала значительный отклик: читатели оставили более трёх десятков комментариев, которые, по нашему мнению, являются довольно показательными с точки зрения отображения мнения российской аудитории.
Так читатель под ником «Леха с Андроида» замечает «Народ неспособный себя защитить растворяется и исчезает в глубинах истории. Через тысячу лет только археологи скажут, что в населённом азербайджанцами НКАО жили когда-то армяне. Нынешние хозяева этой территории постараются избавиться от всех следов пребывания армян. Нам наука… что с нашим народом проделают такой же фокус на нашей земле… если будем толерантными и беззубыми травоядными ящерами».
Как ни горько это признать, но в мире, где правит сила, а не право, приведённый выше комментарий, действительно отражает реальное положение вещей, а судьба армян Арцаха становится примером и предостережением для других.
В этом плане показателен комментарий некоего пользователя под ником «Zaurbek»: «Как сказал в своё время вождь кельтов Брен, бросая меч на весы: Горе побеждённым… Не захотели сражаться за свою землю — чего ж теперь стонать-то?». Ему вторит пользователь Chack Wessel: «Земля принадлежит тому, кто может ее защитить ее от других».
Не обошлось среди комментариев и без пропаганды азербайджанского нарратива. Некто Ilgar AZE взялся просветить собеседников в духе пропагандистских трактовок официального бакинского мифотворчества, о том, что, якобы, армян в Карабахе не было, а территория Армении располагалась «примерно на территории озера Ван, где сейчас Турция». Опубликованный на площадке российского интернет-издания комментарий в духе нынешних публичных заявлений апшеронского диктатора, активно педалирующего сфабрикованную бакинской пропагандистской машиной тему «Западного Азербайджана», на самом деле не столь безобиден, как может показаться.
Азербайджанская пропаганда не ленится «мелочиться» и не устаёт то тут, то там хоть по капле впрыскивать яд антиармянской лжи везде, где это только возможно. Искажение истории – один из опаснейших инструментов гибридной войны, которую Азербайджан продолжает вести против армян, не жалея на это средств, и не гнушаясь самой вопиющей лжи. Бакинский режим, для которого геббельсовская цитата «Ложь, повторённая многократно, становится правдой» давно уже стала руководством к практическому действию не упускает ни малейшего повода для манипулирования общественным мнением, начиная от публичных заявлений политического руководства страны, до, казалось бы, малозначительных комментариев на пространстве интернета.
Эта активность, не встречая противодействия, сеет опасные семена лжи, капля за каплей отравляя восприятие людей и искажая реальную картину. Учёными доказано, что на самом деле, при многократном повторении ложь, даже вопиющая ложь, может приобретать некий оттенок достоверности в сознании людей. Это связано с психологическим феноменом, известным как «эффект иллюзорной правды», когда частое повторение делает утверждение более правдоподобным.
Азербайджанская ложь, к сожалению, серьёзного противодействия не встречает. Хуже всего, что она не встречает сколь-либо серьёзного противодействия в том числе на уровне государственных нарративов Армении.
"Новое время"