“Село Гум известно как родина гениального азербайджанского поэта XII в. Низами Гянджеви. В своем труде «Азербайджанское государство Атабеков» (Баку, 1985) академик Зия Буниятов высказывает предположение о принадлежности жены Низами Гянджеви Афаг к роду кыпчаков из села Гум. В народе бытует также сказание, что, путешествуя по горам Большого Кавказа, Низами любовался как-то горой Кяпаз с одной из возвышенностей у села Гум. Узнав про это, правитель из рода Атабеков Гызыл Арслан подарил это селение любимому поэту и даже женил его на местной девушке по имени Агджа”, - цитата из статьи, опубликованной на интернет-сайте полуофициального бакинского информагентста “Новости Азербайджана” .
Во-первых, Кяпаз относится не к Большим, а к Малым Кавказским горам, и автор, сочинивший эту “сказку”, тем самым оголяет собственную безграмотность. Во-вторых, село Гум не может быть “родиной” Низами, даже если верить народным сказаниям, переданным автором скандального материла, так как сам он пишет, что “Гызыл Арслан подарил это селение любимому поэту и даже женил его на девушке по имени Агджа”. И в-третьих, Низами не был азербайджанским поэтом. Низами литературный псевдоним человека личное имя которого - Ильяс, его отца звали Юсуф, деда Заки. После рождения сына Мухаммада имя последнего также вошло в полное имя поэта.
В поэме “Искандер-намэ” Низами пишет: “Хотя я затерян в море Ганджи, словно жемчужина, Но я из Кухистана. В Тафреше есть деревня, и свою славу Низами стал искать оттуда”, - из чего следует, что хотя поэт родился в Гандже, его предки из Персии. Отец Низами, Юсуф ибн Заки, мигрировавший в Ганджу из Кума, области в центральной Персии, по мнению специалистов, возможно был чиновником, его мать, по словам самого поэта, была связана с курдской династией Шаддадидов, правяшей Ганджой до сельджукских атабеков. Низами был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак, которой поэт посвятил много стихов, была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффар ад-Дином. Низами, освободив Афак, женился на ней. Около 1174 г. у них родился сын, которого назвали Мухаммад. Спустя некоторое время, когда Низами заканчивал поэму “Хосров и Ширин”, Афак умерла. Две другие жены поэта также умерли преждевременно. “Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой”, - грустно пишет Низами.
Чтобы отождествлять центрально-персидскую область “Кухистан - Кум” с селением Гум в Кахском районе современного Азербайджана, надо быть как минимум полным профаном. Либо из рода Остапа Ибрагимовича. В конкретном случае автор “Новостей Азербайджана” представляется и тем, и другим. С чем от всей души можно поздравить его и пожелать еще пару таких “успехов” на принудительной для него журналисткой поприще.
Ваграм Атанесян