В Грузии вызов бросили иностранным бизнесменам. Точнее, тем из них, кто производит сулугуни, чачу и чурчхелу - словом, национальное грузинское достояние. На этой неделе в Министерства иностранных дел стран Содружества официальный Тбилиси разослал письмо со списком. В нем всего три десятка наименований - это грузинские бренды. Теперь национальная кухня Грузии запатентована. Корреспондент МТРК «Мир» выяснил, кому инициатива Грузии испортила аппетит.
Небольшие деревянные домики, зеленые луга и горы вокруг - так выглядит самое высокогорное село Аджарии. У него даже нет названия - люди здесь живут лишь несколько месяцев в году: с начала мая до конца сентября.
Харитон Кочалидзе вместе с супругой перебрался сюда в конце весны. Поднял на пастбище 5 коров. Пока крестьянин следит за стадом, его супруга Надя дома делает сыр. «Это наш традиционный плетенный сыр, - поясняет она. - Делают его в нескольких регионах Грузии, но такой вкусный он получается только здесь в горах Аджарии. Ведь тут особый климат, особая почва и коровы дают наилучшее для приготовления этого сыра молоко».
В офисе «Грузпатента» в центре Тбилиси в последнее время только и говорят, что о традиционных продуктах Грузии. Здесь решили защитить национальные бренды. Знаменитую чачу, например. И зарегистрировали три десятка названий. «В этот список входят несколько сортов сыра, чача. Все эти продукты связаны с конкретными местами, где они делаются», - пояснил позицию ведомства его директор Ираклий Гваладзе.
В «Грузпатенте» объясняют - вино Киндзмараули, например, может производиться только из винограда, который растет на территории одноименной деревни. Местные климатические условия отличаются от климата даже в соседнем районе. Что тогда говорить о другой стране?
«В данный момент в Роспатент внесена заявка Кизлярского завода, который хочет зарегистрировать 12 наименований грузинских вин. Но они не имеют ничего общего с Грузией, и не может быть, чтобы Кизляр владел грузинскими брендами», - рассказал Ираклий Гваладзе.
Больше всего претензий у ведомства к России. И сулугуни, и чачу, и чурчхелу купить в российских магазинах можно без проблем. Причем все продукты будут российского производства.
Чтобы избежать фальсификации, «Грузпатент» уже направил в Москву письмо. Однако пока на послание из Грузии в России никак не отреагировали.
На одном из подмосковных заводов по производству молочных продуктов работают без выходных. Здесь специализируются на армянском напитке «тан», а еще на мацони - это что-то между сыром и сметаной. Как уверяют производители, они делают этот продукт не по грузинской, а по армянской рецептуре - в грузинском мацони другая закваска.
О том, что Грузия зарегистрировала название «мацони» и выслала соответствующее письмо в Роспатент, на заводе знают. Однако что-либо менять руководство не собирается. «Этот продукт относится к категории товаров, а запатентовать категорию товаров невозможно», - считает директор по продажам молочного завода Станислав Мухер.
Заволновались повара и в других странах Содружества – неужели им придется отказаться от блюд грузинской кухни?
Асмик Хнкоян уже 10 лет печет хачапури в кафе центре Еревана. Товар расходится вполне успешно. Войны брендов он не боится. Ей есть, что ответить грузинским пекарям.
«Мы не отрицаем, что хачапури - грузинское блюдо. Но армяне готовят хачапури по своему рецепту. Мы готовим тесто слоеное, а грузины - на дрожжах. Мы кладем жирный, соленый сыр «чанах», а грузины - рассольный твердый сыр «сулугуни». Форма наших хачапури - треугольная, а у грузин хачапури квадратные и круглые», - объяснила она.
Однако грузинские эксперты успокаивают: название хачапури не зарегистрировано, и сделать это сегодня невозможно. В мире не существует законодательства, которое могло бы защитить строгую рецептуру того или иного блюда. «Этот вопрос остро стоит не только перед нами. Эксперты разных стран периодически собираются и обсуждают эту проблему, но пока прийти к единому мнению и законодательству так и не смогли. Так что нам ничего не остается, кроме как подождать конкретных решений», - поясняет эксперт по вопросам получения патентов и регистрации Георгий Курдиани.
На инициативу Грузии откликнулся Азербайджан. Бороться за добрую репутацию национальных брендов страны решили вместе. Уже до конца года Баку и Тбилиси подпишут соглашение о защите товарных знаков.
А пока производителям традиционных продуктов за рубежом придется ломать голову, как продолжить свой бизнес. По всей видимости, для того, чтобы избежать проблем с законом, предприимчивым дельцам придется либо останавливать производство и завозить национальные продукты из Грузии, либо менять название товара.
Именно так уже поступили в Грузии. Пряники, зарегистрированные в России, лежат на полках практически всех тбилисских магазинах. Правда, все они местного производства, и на этикетке называются не «пряниками», а грузинским словом «таплис квери», что в переводе означает «лепешка с медом». Выход из сложившейся ситуации с зарегистрированным брендом довольно оригинальный, но проверенный и рабочий.
МТРК «Мир»