"Вопрос хлеба - очень важный вопрос", - заявил самый народный из артистов Сос САРГСЯН. Нынешней зимой Мастер тяжело болел воспалением легких, но как только болезнь отступила, дал интервью "ГА", за что мы ему очень признательны. Беседа состоялась в последние дни уходящего года. Мастера увлекла напечатанная в нашей газете статья про немецкого общественного деятеля из Кельна Августо Хофмана, который создал телевизионный парламент, чтобы бороться с продукцией телеканалов, насаждающих антиценности и растлевающих немецкое общество. Идея заинтересовала самого народного артиста страны, но говорили мы больше об истоках проблемы, о том, что не хлебом единым сыт человек...
Народ, потерявший связь с природой, теряет связь с Богом
- О вселенской пошлости, захлестнувшей армянские телеканалы, так много уже сказано, что повторяться не стоит, и хотя мутный поток рано или поздно схлынет, а в твердом осадке останется нетленное, действительность все равно требует ответа на вопрос: кто генератор продукции, которую поставляет потребителю самый мощный рычаг воздействия на массовое сознание - телевидение?
- При всех переменах-революциях, реформах (а мы пережили большие перемены, перескочили из одной формации в другую, совсем незнакомую) шваль первой всплывает на поверхность. Это явление наблюдается повсеместно: и в политике, и в культуре, и в научной среде... Когда происходят великие сдвиги, все смешивается, а первой по закону перемен на поверхность всплывает нечисть. Для человека думающего перемены - это возможность почувствовать свое время, переосмыслить ценности и ориентиры, а те, кому, простите, нечем думать, те, увы, активно действуют в направлении захвата жизненного пространства. Это происходит, повторюсь, не только в искусстве, но и в политике, хозяйстве, науке - во всех сферах жизни. Так случилось и с массовой культурой. Пространство захватили серые, большей частью бесталанные люди. Это касается не только сериалов и телепередач, но и информационных программ. Какой-то урод изнасиловал старушку, а я с ужасом наблюдал, с каким смаком наши телеканалы в своих новостных блоках расписывали эту новость...
- Вы обозначили закономерность: первым на поверхность всплывает то, что всплывает. А почему население с аппетитом поглощает чернуху и порнуху? Что это - издержки вестернизации, неверное восприятие европейских ценностей или что-то третье?
- Недавно перечитал Кнута Гамсуна. Как гениально он описывает природу, гору, лес. Мы утратили чувство единения с природой. Как бы ни хотелось мне быть оптимистом, но народ, потерявший связь с естеством, с природой, теряет связь с Богом. Мы перестали любоваться родной природой. Знаете, я каждую весну и осень обязательно еду в Дебедское ущелье, чтобы насладиться его красками. Мы утратили способность восхищаться настоящей красотой. Когда-то мы с Фрунзиком Мкртчяном поднимались на гору Арагац, сколько позволяла машина, ночевали в ней, чтобы встретить рассвет.
Что значит выселять деревню
- Хотите сказать, только природа прививает вкус к настоящему и делает человека неуязвимым для вируса антиценностей. На асфальте, стало быть, не может родиться подлинное искусство. А почему? Ведь на асфальте тоже люди живут...
- Искусство неразрывно связано с естеством. Асфальт - это постоянный взгляд на серое, вниз, под ноги. Мы перестали подымать голову и смотреть вверх на звезды, солнце, луну. Искусство - это жизнь в лучших ее проявлениях. Взгляните на полотна великих Ван Гога, Сарьяна - на них дышит природа, запечатлено естество - вечное, непреходящее. Не ощущай великие творцы связь с природой, не родились бы шедевры. Человеку нельзя отрывать ногу от земли (от земли, а не от асфальта), а армянину тем более необходимо хоть иногда пройтись босым, почувствовать родную землю ногами...
- Увы, для некоторых армян, возможно, уже в скором времени это может стать непозволительной роскошью. Речь о каджаранцах, у которых решением правительства пытаются отобрать землю. Планы, по-видимому, вынашивались давно: в деревне нет регулярного водоснабжения, не провели газ, однако люди объявили, что будут стоять до конца. Сельский староста Рафик Атаян подал в отставку, сдал партбилет и теперь живет под постоянным давлением сюникского марзпета, чей буйный нрав всем известен...
- Умышленно не поддерживать деревню - преступление, а выселять - зверство. Деревня - это такое нормальное содружество, такое естественное слияние человека и природы, наиважнейший в судьбе человечества институт. Представьте, что будет, если крестьяне во всем мире вдруг объявят, что не будут больше кормить города... До сих пор не могу понять, почему Ленин решил, что самый передовой класс - это пролетариат, а не крестьянство. Пролетарий годами вытачивает у станка одну и ту же деталь, в то время как крестьянин может сеять, косить, молотить, доить, делать масло, то есть он может гораздо больше... В XXI веке армянская деревня пребывает в ужасном состоянии. Быт армянского крестьянина на уровне пещерного, женщина-армянка целый день работает на земле, а приходит домой - ей нечем умыться, нет воды. Это преступление перед людьми. В Ноемберянском районе видел деревню, где в школе училось раньше 350 детей, сегодня - 35, в степанаванской школе было 1500 учеников, осталось три сотни. Об этом все знают, и я, признаться, уже устал задаваться вопросом: почему у нас не болит сердце за наших братьев и сестер, которые живут в занесенных снегом деревнях, где бездорожье, нет воды, грязь, словом, быт, как в XVII веке? Почему мы так мало заботимся об армянской деревне?
- Пролетариат - это бывший крестьянин, у которого отняли возможность прокормиться на своей земле, и он подался в город на заработки, где его на заре прошлого века и научили революциям, когда брат на брата, и прочим идейным мерзостям. А что делать, чтобы люди не отрывались от земли и не превращались на асфальте в тот самый революционный класс, который так не любил профессор Преображенский?
- Дотации. Деревня нуждается в дотациях. Все, что рождает армянская земля, - прекрасно, и меня порадовало заявление Саакашвили, что Грузия - аграрная страна. Почему Армения не может быть аграрной страной, стремясь при этом к современной науке и передовым технологиям?
- Кстати, ведь именно пролетариат и стал первым потребителем так называемого массового искусства, которое в наши дни частично трансформировалось в телепропаганду антиценностей?
- Моруа как-то сказал, что массовое искусство - это стена между искусством и массами. На проверку оказалось, что массовое искусство стало заложницей серой бесталанной массы. В телесериалах заняты и талантливые актеры, но им там делать нечего. Амо Сагиян как-то заметил, что каждое слово должно нести на себе нагрузку, а в этих сериалах нет слов для талантливых людей...
Нет такой армянской жизни!
- А может, мы просто боимся признаться себе, что сериалы - это тоже зеркало нашей жизни, что захлестнувшие армянское общество пошлость и бездуховность отчасти уже норма армянской жизни?
- Нет такой нормы, нет такой армянской жизни! Полумужчины и полуженщины - это не норма, а пошлость. Поездите по стране - вы увидите потрясающих людей, прекрасные армянские семьи, молодежь, которая зачитывается великими книгами. Нас кормят тухлой продукцией, пичкают сомнительными ценностями, нам пытаются внушить, что жить надо только потребляя, развлекаясь и не задаваясь вечными вопросами. Кто я? Почему пришел в этот мир? Каково мое предназначенье? Какая у меня душа? Я хочу верить, что на пошлую армянскую телепродукцию отыщется наш армянский Хофман и вся эта нечисть схлынет и будет Ренессанс. На каждое безобразие рано или поздно находится свой Хофман, я верю в здоровые силы и не удивлюсь, если армянский Хофман объявится в провинции...
- В противном случае придется подождать, пока наше общество перекушает всю эту телегадость и его стошнит... На все "проклятые" и мучительные вопросы во все времена отвечало высокое искусство - театр, но сегодня наша публика забыла про это. Почему мы перестали ходить в театр?
- Потому что перестали задаваться высокими вопросами. Кто мы? Где наши корни? Почему мы приходим в этот мир?.. Этого нет, а когда душа не трудится, зачем ходить в театр! Театр - великое изобретение духа человеческого. Человек создал театр, чтобы с его помощью увидеть себя, он приходит в театр, потому что душа просит показать ему себя.
- Может, современный среднестатистический армянин просто боится увидеть себя?
- Если бы! Если бы он боялся, то это означало бы хоть какую-то работу души... В том, что общество наше перестало противостоять бездуховности и насаждению пошлости, я обвиняю армянскую интеллигенцию: она оказалась трусливой и конформистской. Иногда я сомневаюсь, а есть ли она вообще - армянская интеллигенция, иногда мне кажется, что в стране нет культурной элиты, нет, кстати, и элиты политической...
- Но ведь эти сомнения не вынуждают вас опустить руки, у вас, как мне известно, есть большие творческие планы, не так ли?
- У меня огромное множество планов. Я восстановил спектакль по Сарояну "Одна чаша доброты", уже ведется серьезная работа над постановкой Прошяна "Вопрос хлеба", это буду ставить я. Вопрос хлеба - очень важный сегодня вопрос, не говоря уже о доброте, а вообще моя забота - весь театр...
P.S. Хотелось еще о многом поговорить, но Мастер едва оправился от болезни, и грех было донимать его еще вопросами. Пожалуйста, Мастер, будьте здоровы и не мучайте себя грустными мыслями. Мутный поток схлынет, и в синее армянское небо еще много-много раз улетят белоснежные голуби, и для Наапета еще много-много раз расцветет настоящая армянская весна.
Марина МКРТЧЯН, "Голос Армении"