Интервью первого заместителя министра обороны Армении Давида Тонояна информагентству АрмИнфо.
- Г-н Тоноян, в 2010 году было подписано соглашение о налаживании совместных армяно-российских военно-промышленных предприятий в Армении. На каком этапе реализации находится данное соглашение?
- Я так понимаю, Вы имеете ввиду “Меморандум о взаимопонимании между Министерством обороны Республики Армения и Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству по вопросам сотрудничества в области создания на территории Республики Армения сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники”, подписанный 20 августа 2010г. в ходе Государственного визита Президента Российской Федерации Д.Медведева в Республику Армения.
В рамках вышеуказанного Меморандума армянскими и российскими специалистами прорабатываются вопросы по созданию на территории Армении региональных сертифицированных центров по ремонту, техническому обслуживанию и модернизации: бронетанковой техники, вооружения и их двигателей; средств ПВО российского производства; разных типов вертолетов; автомобилей “УАЗ”.
На повестке дня также стоит вопрос расширения межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) “Оборонительные системы” за счет включения в ее состав нескольких предприятий промышленности Армении. На сегодняшний день в Армении, на базе ООО “Метехим” (г.Ереван) и ЗАО “Камаз” (г.Набережные Челны) уже создано и действует совместное предприятие ЗАО “Камаз-Армения”, что касается других направлений, то там работа еще продолжается.
Кстати, 14-15 марта с.г. в Ереване состоится расширенное совместное заседание Армянской и Российской национальных частей межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС ОДКБ) и Делового Совета при МКВЭС с целью рассмотрения хода реализации Меморандума, подведения промежуточных итогов выполненных работ, а также обсуждения перспектив дальнейшей интеграции предприятий ОПК Армении и России.
- Ситуация вокруг Ирана продолжает нагнетаться, что сопровождается повышением вероятности начала боевых действий, которые охватят весь регион. Проводятся ли обсуждения в Минобороны и прорабатываются ли возможные сценарии действий в этом случае?
- Вы задали риторический вопрос, то есть вопрос, ответ на который заложен в нем самом. Думаю, для этого собственно и существует в любом государстве оборонное ведомство, чтобы отслеживать, анализировать и прогнозировать военно-политическую обстановку, уж как минимум, в своем регионе.
С учетом новых задач, продиктованных создавшейся ситуацией, нами интенсивно прорабатываются возможные и наиболее вероятные сценарии развития действий в регионе. Прежде всего, конечно же, необходимо сделать все от нас зависящее на дипломатическом фронте, чтобы предотвратить эскалацию конфронтации вокруг Ирана. Кроме того, на первый план вновь выходят вопросы усиления безопасности Армении, необходимости поднять ее на принципиально новый уровень.
Что же касается практической отработки учебных вопросов, связанных с подготовкой Вооруженных Сил Республики Армения и органов государственного управления к отражению возможной агрессии, то это осуществляется в ходе плановых учений, максимально приближенных к военно-политическим реалиям.
- Армения успешно развивает сотрудничество с НАТО в рамках программ IPAP и “Партнерство во имя мира”, и с Россией – в рамках ОДКБ. Насколько успешно, с учетом изменения трендов в глобальной геополитике, по Вашему мнению, сочетаются западные и российские армейские стандарты в Вооруженных Силах Армении?
- Армения ведет сбалансированное военное сотрудничество как с Россией и ОДКБ – с одной стороны, так и с НАТО и странами Североатлантического Альянса – с другой стороны. Естественно, в рамках каждого из этих направлений мы стремимся к достижению способности к взаимодействию между личными составами, а также оперативной совместимости в сфере вооружения и военной техники. Что касается сочетания западных и российских военных стандартов, то могу вас заверить - разница между ними не такая уж большая, как кажется на первый взгляд, и профессиональным военным специалистам по силе выявить совместимые элементы этих двух систем.
Не открою секрета, если скажу, что Армения не обладает ни обширной территорией, ни огромными людскими ресурсами, ни мощной индустриальной и технологической базой, ни гигантскими финансовыми возможностями для того, чтобы слепо или бездумно копировать военные стандарты той или иной страны, или военной организации. В этом контексте, мы стремимся использовать лучшие идеи и замыслы в сфере военного искусства, военного образования и обучения, боевой и оперативной подготовки, которые имеются как в России, так и в странах НАТО, синтезируя их в Вооруженных Силах Армении, максимально приближая к нашим реалиям.
Касательно трендов в глобальной геополитике, спешу сообщить, что звучащее ныне у всех на устах слово “глобализация” в полной мере применительно также и к военной сфере. При нынешнем уровне развития технологий и потока информации любое конструктивное решение и новаторство в той или иной стране рано или поздно заимствуется и другими странами. В качестве конкретных примеров могу привести реформы профессионального сержантского состава в России, когда использовались передовые идеи стран НАТО, или покупку Соединенными Штатами для нужд Афганской правительственной Армии российских вертолетов Ми-17, которые отлично зарекомендовали себя при эксплуатации в подобных условиях.
- Недавно с Китаем было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Какие конкретные области затрагивает это сотрудничество, с учетом наличия информации о закупке китайских вооружений Арменией?
- Ни для кого не секрет, что Китай завоевал солидный авторитет на мировом рынке вооружений и военной техники, и мы будем всячески стремиться поднять планку нашего военно-технического сотрудничества с этой страной на максимальную высоту.
Главным критерием в сфере ВТС, как впрочем, наверное, и в других сферах, остается принцип “цена-качество”, а что касается китайского вооружения, то оно практически не отстает от западных аналогов, а зачастую и превосходит их по некоторым показателям надежности, эффективности и боевой мощи. И это при том, что цены остаются существенно ниже мировых.
Думаю, что сотрудничество в этом направлении нам следует развивать.
Кроме того, нельзя не сказать о том, что начиная с 2004 года руководством КНР принято решение, и мы признательны за это китайской стороне, о регулярном предоставлении Армении ежегодной безвозмездной военно-технической помощи. Данная акция для нас весьма ценна и ощутима.
- Армейское строительство подразумевает постоянную модернизацию Вооруженных сил и внедрение новых технологий и методологии. Какие наработки имеет Минобороны в этом направлении?
- Естественно, постоянная модернизация Вооруженных Сил является одним из ключевых элементов военного строительства, единственной возможностью адекватно реагировать на текущие и будущие вызовы. Модернизация ведется по двум взаимодополняющим друг друга направлениям. Первое, это сотрудничество с нашими союзниками и партнерами, о чем я отметил выше. Второй компонент модернизации сконцентрирован на выполнении “Плана развития ВС Армении”, введенного в действие в прошлом году. План предусматривает масштабные реформы во всех без исключения областях обороны, направленных на значительное повышение эффективности наших ВС, с применением инновационных решений, при которых одни и те же результаты достигаются ценой меньших затрат. Одним из главнейших направлений реформ является развитие Военно-промышленного комплекса Армении. Здесь мы стремимся за счет наработок своих специалистов в тесном взаимодействии с нашими союзниками и партнерами создать такой индустриальный потенциал, который обеспечил бы максимально возможную самодостаточность в обеспечении нужд армянской армии вооружением и военной техникой.
- Параллельно с усилиями по урегулированию карабахского конфликта, Россия довольно успешно занимается поставками оружия Азербайджану. Согласуются ли при этом с Ереваном действия союзников Армении по ОДКБ?
- Должен сказать, что любые поставки вооружения, как и в приведенном Вами примере, Российская Федерация осуществляет исключительно согласно своему внутреннему законодательству в отношении контроля экспорта.
Аналогичным образом поступают и наши союзники по ОДКБ, с которыми мы регулярно сверяем часы в ходе различных встреч, консультаций или заседаний уставных органов Организации.
Вы совершенно верно отметили, что Россия, являясь (вместе с США и Францией) сопредседателем Минской группы ОБСЕ, прикладывает большие усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и военно-политическая ситуация в регионе Южного Кавказа ей хорошо известна.
К тому же не следует забывать, что на территории Армении расположена российская военная база, которая входит в Объединенную группировку войск (сил) Кавказского региона коллективной безопасности, что всегда было обусловлено военно-политическими интересами наших государств, а согласно обновленному договорно-правовому полю, база кроме функций по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Армении также и безопасность Республики Армения.
- Параллельно с угрожающим увеличением военного бюджета, Азербайджан усиленно наращивает собственную оборонную промышленность. Какие шаги предпринимает Минобороны РА для сохранения паритета в вооружениях?
- Для сохранения паритета в вооружениях мы проводим активное военно-техническое сотрудничество: на двусторонней основе – прежде всего с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и другими странами, в многостороннем формате – в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, что является неотъемлемой частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашего государства.
Обозначенные приоритеты не случайны, поскольку подавляющее большинство вооружения и военной техники, состоящее на оснащении ВС РА – советского или российского производства. Кроме того, и это для нас также немаловажно, действующее на сегодняшний день законодательство позволяет осуществлять поставки ВВТ (и их ремонт) в страны ОДКБ на льготных условиях (по внутренним рыночным ценам государств-поставщиков) или на безвозмездной основе. Другими словами, созданная нормативная правовая база военно-технического сотрудничества в Организации в полном объеме обеспечивает юридическое закрепление тех преимуществ, преференций и льгот, которые дает государствам сотрудничество в ОДКБ и было бы глупо этими преимуществами не пользоваться.
Вместе с тем, и я об этом уже говорил в рамках данного интервью, мы уделяем огромное внимание развитию нашего собственного Военно-промышленного комплекса.
В Армении выполнено множество разработок образцов военных технологий для нужд Министерства обороны, большинство из которых производятся серийно, внедрены или эксплуатируются в войсках. Некоторые из них были представлены на престижных международных выставках вооружения и военной техники, таких как: международный форум “Технологии в машиностроении” и выставка ВВТ “МВСВ-2010” (г.Жуковский), “DEFENSYS-2010” (г.Салоники), “MILEX-2011” (г.Минск).
Не хочу использовать наше интервью в качестве рекламы, однако некоторые из наиболее интересных и достойных разработок, выполненных в Армении, мы могли бы даже рекомендовать к использованию нашим союзникам и партнерам.
Беседовал Ашот Сафарян