В 2008 году в Ереване увидело свет авторское издание антрополога и генетика из Армении, доктора биологических наук, профессора Левона Епископосяна под названием «Когда генетика и история сталкиваются».
Левон Епископосян возглавляет группу генетики человека в Институте молекулярной биологии Национальной Академии Наук Армении и занимается исследованием генетической истории народов Среднего Востока и Южного Кавказа, популяционной генетикой армян.
Предлагаем вниманию читателей одну из глав книги Левона Епископосяна, посвященную генетическим исследованиям амшенских армян.
* * * * *
Результаты генетических исследований опровергают дошедшие до нас скудные исторические свидетельства об основании одной из западноармянских популяций выходцами из Восточной Армении и свидетельствуют о намного более древнем происхождении этой изолированной группы в области Понта.
За последние несколько лет появилось много публикаций - серьезных книг, сообщений в научных журналах и статей в газетах - об амшенских армянах. Интерес к этой теме, по-видимому, не случаен, а вызван возросшей потребностью людей к получению объективной информации о своих корнях, стремлением к более полной и осознанной реализации своей идентичности, необходимостью противостоять лживым теориям об этнической истории армян, тиражируемым в соседних странах. В этой идеологической по своей сути кампании, ничего общего не имеющей с научной полемикой, проблема происхождения населения Амшена занимает одно их центральных мест. Кто же такие амшенцы и почему так важна история зарождения этой популяции как для армянских, так и для турецких исследователей?
Амшенцы представляют собой довольно обособленную во многих отношениях территориальную группу армянского происхождения, которая населяет черноморское побережье Турции, России и Грузии. Небольшая община сегодня проживает в Армении; другая малочисленная популяция до недавнего времени находилась в Средней Азии после депортации туда из Грузии в 1944 г. Живущие в настоящее время в Турции и депортированные в Среднюю Азию амшенцы (с самоназванием "хемшилы") исповедуют ислам, в то время как осевшие в России, Грузии и Армении являются христианами и имеют строго выраженную и отчетливую этнокультурную (армянскую) идентичность.
Первые письменные источники о появлении амшенской колонии армян дошли до нас от средневековых историков Гевонда и Ована Мамиконяна. Согласно их сведениям, 12 тыс. беженцев, ведомые князем Шапухом Аматуни и его сыном Амамом, в 791 г. н.э. покинули область Айрарат в Восточной Армении, чтобы спастись от безжалостного и жестокого режима арабских Аббасидов. С разрешения византийского императора Константина они поселились вокруг города Тампур (в окраинной феме империи - Халдии), расположенной в области Понта - между Черным морем и Понтийскими горами. Впоследствии название города было изменено на Амамашен (построенный Амамом), а затем - на Амшен (и окончательно - в современный Хемшин) в честь князя Амама из династии Аматуни. Княжество амшенских армян процветало в этом регионе и, будучи, по сути, отрезанным от других армянских популяций на протяжении многих столетий, выработало свой уникальный диалект армянского языка.
Исключительная изоляция княжества защищала его от опасностей и вторжения непрошеных гостей. Амшен, возможно, был вассалом Византии, а также ее последователей - Трабизонской империи и правителей из областей к югу от Понта (династии Багратидов или Турецкого Султаната, последовавшего за ней). До нас не дошло ни одного письменного источника вплоть до 13-го века, когда средневековый историк Хетум Корикос впервые упоминает об Амшене. Руи Гонзалес де Клавихо, посол Кастилии при Тамерлане, в своих воспоминаниях отмечает, что он путешествовал по прилегающему к Амшену району, Аракелу, названного, по-видимому, в честь армянского князя, который расширил границы своего владения в этом направлении.
Армянское княжество просуществовало до конца 1480-х, после чего оно оказалось под контролем Оттоманской Турции. В результате этого, начиная с 16-го века и - в большей степени - в 18-м веке значительное число амшенских армян было насильно обращено в ислам. Большинство из тех, кто отказался принять новую религию, бежало, и часть их нашла пристанище на восточном побережье Черного моря в Российской империи, главным образом в районе Батума, Абхазии, Сочи и Крыма, где они сохранили христианство и другие признаки культурно-религиозной идентичности. В настоящее время более 150 тыс. амшенских армян живут в этих областях.
Есть и другие гипотезы о происхождении амшенских армян. Первая из них связывает основание Амшена с разрушением в 1064 г. турками-сельджуками средневековой столицы Армении - Ани. Группа вынужденных переселенцев, как считается, нашла убежище в густых и труднопроходимых лесах Амшена, которые, по мнению историка "до того никогда не видели человеческого лица". Это свидетельство, передаваемое путешественникам амшенскими армянами-христианами и хемшилами-мусульманами, остается широко распространенным до наших дней в устной традиции обеих групп. Однако популярность данной версии, связывающей основание Амшена с мигрантами из Ани, может быть вызвана высоким престижем средневековой армянской столицы и большим желанием многих армян возвести свое происхождение к славному "городу тысяча и одной церкви", чем с действительным историческим фактом. Согласно письменным свидетельствам, новая волна беженцев из Ани, гонимая на этот раз монголами, появилась здесь же около 1240 г. Переселение анийцев в область Понта, как отмечают историки, имело место и в начале 14-го века.
Если эти сведения соответствуют действительности, то на их основании можно с некоторым приближением реконструировать демографическую историю армянского населения Амшена. По причине чрезвычайной труднодоступности региона для завоевателей (в первую очередь, из-за его климато-географических особенностей) и отсутствия каких-либо сведений о происходивших там войнах и иных конфликтах, а также ожидаемого низкого уровня миграции, можно заключить, что Амшенское княжество до появления там беженцев из Ани в течение трех с лишним столетий находилось в достаточно изолированных от внешнего мира и в относительно спокойных условиях. За это время, охватывающее примерно 12-15 поколений, вследствие естественного прироста, население области могло вырасти по меньшей мере в несколько раз. На основании этого можно предположить, что появившиеся там беженцы из Ани (число которых реально могло быть в пределах нескольких тысяч) "растворились" в местном населении, как в тигле. К сожалению, в исторических документах нет никаких сведений о количестве переселенцев из Ани, чтобы можно было судить об истинном уровне их вклада в генофонд амшенских армян.
Очередная гипотеза связывает происхождение амшенцев с граничащими на юге областями. Вслед за первоначальным поселением в Амшене армян под руководством князей Аматуни, арменизация региона могла продолжаться благодаря постепенной инфильтрации мигрантов. Об этом косвенно свидетельствует сходство между диалектами населения долины Хоторджур и одного из районов Амшена. С другой стороны, эта параллель, скорее, отражает последствия периодических - на протяжении нескольких столетий - контактов между населением двух областей, чем является результатом их общего происхождения.
Есть также опирающееся на античные исторические источники мнение, согласно которому армяне оказались в Амшене по меньшей мере со времен Урарту, когда цари Менуа, Аргишти и Сардур II последовательно вторгались в этот регион и в середине 8-го века до н.э. завоевали северные прибрежные районы Анатолии, включая область Понта.
И, наконец, согласно турецким историкам, хемшилы (которые, по их мнению, не имеют никакого отношения в армянскому населению Амшена) - это потомки тюрков-огузов из Центральной Азии. В рамках данной теории, усердно пропагандируемой на протяжении нескольких десятилетий, утверждается, что предки хемшилов, появившиеся в Хорасане, в середине 3-го века до н.э. поселились в районе Хамадана. Отсюда они вместе с Аршакидами, в период правления Арташеса Второго, двинулись в сторону Ошакана и Апарана в Армении. Родовое имя их вождя, Амад-Уни возникло в результате долгого пребывания племени в Хамадане. Племя Аматуни (получившее свое наименование от вождя-эпонима) мигрировало затем в долину реки Чорох и - далее, в 620 г., - в область Амшен. Лидер пришельцев, Ибеги Амам Бег, вновь отстроил разрушенный город Тамбур и переименовал его в честь себя - Амамашен.
Перечисленные гипотезы представляют собой различные версии возникновения населения Амшена, достоверность которых не может быть установлена в рамках исторической науки. Для этого требуется привлечь более объективные и независимые материалы, чем разрозненные и не всегда внушающие доверие сведения историков или лжеисториков За решение этой задачи взялись генетики, восстановившие демографическую историю Амшена и на основе сравнения ее с другими экстерриториальными группами региона пришедшие к выводу о наиболее вероятном происхождении его обитателей.
Была исследована группа джаникских армян, проживающих в поселках Новомихайловский и Тенгинка Краснодарского края России. Генетическая история этой популяции реконструирована на основе типирования специальных маркеров на мужской половой хромосоме. Для сравнения были изучены армянское население Сюника и Карабаха, а также довольно обширная группа армян, чьи предки по мужской линии проживали на территории Западной Армении (за исключением Амшена). Проверка гипотезы об огузском происхождении населения Амшена основана на сопоставлении последних с различными территориальными группами турок (исследованными турецкими генетиками в сотрудничестве с американскими коллегами) и популяцией узбеков, проанализированной английскими антропологами.
В первую очередь, выяснилось, что амшенские армяне в течение довольно продолжительного времени жили в относительной изоляции, что отразилось на особенностях генофонда данной популяции. Иными словами, подтвердилось предположение об отсутствии на протяжении многих веков существенного генетического обмена между населением Амшена и соседних территорий. Кроме того, результаты косвенно свидетельствовали о том, что упоминаемые историками беженцы из Ани не внесли какого-либо значимого вклада в генетическое разнообразие армян Амшена. Это, в свою очередь, означает, что число этих беженцев было несопоставимо с местным армянским населением Понта.
В популяционно-генетических исследованиях особое внимание уделяется наиболее распространенному (или модальному, как его называют генетики) в обследуемой этнотерриториальной труппе генетическому типу (в данном случае - это вариант Y хромосомы, встречающийся с максимальной частотой у амшенских армян). Чаще всего такой вариант представляет собой генетический "автограф" предковой популяции, основавшей ту или иную территориальную группу. Оказалось, что носителем модальной Y хромосомы является почти треть (более 30%) амшенских мужчин, а его низкие частоты обнаружены только в северо-восточной Турции (около 4%) и у армянского населения Западной Армении (около 2%). Сходным образом, наиболее распространенные варианты Y хромосомы этих групп (т.е. из Западной Армении и северо-восточной Турции), как и ожидалось, присутствовали и у мужчин Амшена.
Модальный гаплотип амшенцев не обнаружен у армян из Восточной Армении, узбеков и подавляющего большинства населения Турции. В свою очередь, у амшенцев отсутствуют предковые формы Y хромосомы населения Восточной Армении и Узбекистана, причем за пределами Центральной Азии модальный галлотип узбекских мужчин в умеренных частотах регистрируется только в некоторых территориальных группах современной Турции.
Результаты поиска корней армянского населения Амшена привели к заключениям, выходящим за рамки демографической истории данной территориальной группы. Во-первых (и это один из главных выводов), на генетическом уровне недвусмысленно исключается какой-либо значительный вклад восточных армян в демографическую историю Амшена, что подтверждает ранее выраженные сомнения по этому поводу. Это вовсе не означает, что исторические сведения о переселении в эту область беженцев из Восточной Армении в восьмом веке н.э не соответствуют действительности. Данный вывод определенно указывает лишь на то, что население Амшена (к тому времени значительно превосходящее по своей численности пришельцев во главе с князьями Аматуни) возникло намного раньше события, описанного историками Гевондом и Ованом Мамиконяном. Предшествующая 8-му веку н.э. многовековая история армянского населения Амшена подтверждается особенностями генетической структуры этой популяции. Она, по всей вероятности, формировалась в условиях длительной генетической изоляции области, окруженной горами с трудно преодолимыми проходами и перевалами, от соседних этнических групп. Появление уникального в своем роде амшенского диалекта, который принадлежит к западной ветви армянского языка, также свидетельствует в пользу этой многовековой изоляции.
Армянское население Амшена не могло быть основано выходцами из Восточной Армении и по следующей причине. Согласно историческим сведениям, предковая популяция состояла из более чем 12 тыс. человек, которая в мирных условиях через два поколения должна была, как минимум, удвоить свою численность, т.е. составить 24-25 тыс. Такое количество людей в популяции, согласно канонам популяционной генетики человека, достаточно для сохранения устойчивой генетической структуры в течение примерно 30-40 последующих поколений, т.е. до наших дней. Иными словами, у современных амшенцев должны были присутствовать отчетливые следы генетического наследия населения Восточной Армении, так и не обнаруженные в рамках проведенного исследования.
В генофонде амшенцев не выявлено даже слабых отзвуков генетического вклада тюрков-огузов, что полностью исключает какое- либо участие последних в этнической истории армянского населения области Понта.
Выводы генетиков убедительно свидетельствуют в пользу западноармянского происхождения населения Амшена. По величине соответствующего параметра, который является обобщенной мерой генетического сходства между популяциями, амшенцы оказались гораздо ближе к представителям из Западной Армении, чем к выходцам из Сюника и Карабаха. Наиболее веским аргументом в поддержку западноармянского происхождения амшенцев является регистрация у них модального варианта Y хромосомы Западной Армении.
О западноармянских корнях населения Амшена свидетельствует, в первую очередь, тот факт, что предковая форма мужской родословной амшенцев наблюдается только на территории исторической Западной Армении. Ее присутствие у современных жителей северо-восточной Турции имеет вполне разумное объяснение: во-первых, оно может отражать происходившие в прошлом генетические контакты между армянами Амшена и другими этническими группами региона (лазами, греками, черкесами и т.д.), которые жили в области Понта задолго до появления там тюркоязычных кочевников; во-вторых, обладатели этого варианта в указанном районе Турции, вероятнее всего, являются потомками амшенских армян, насильно исламизированных в Османской Турции. Не исключается также возможность того, что амшенцы время от времени имели спорадические генетические контакты с армянским населением, проживающим за пределами Понта.
Результаты генетического исследования населения Амшена находятся в явном противоречии с историческими сведениями о преимущественно восточноармянском происхождении данной популяции. Выводы генетиков согласуются с мнением некоторых современных историков, которые предостерегают от буквального трактования числа 12 тысяч (имея в виду количество беженцев, переселившихся в область Понта, согласно средневековым армянским историкам), поскольку оно, вероятнее всего, имеет символическое значение, а не отражает истинное положение вещей. В этой связи следует добавить, что согласно устной традиции (записанной со слов пожилого амшенца в конце 19-го века), князья Аматуни привели с собой всего четыре тысячи человек. Если допустить, что упомянутое переселение из Восточной Армении в область Понта, тем не менее, имело место, сегодня у нас есть веские причины утверждать, что эта была миграция ограниченного количества беженцев в сравнении с проживающим в Амшене в течение достаточно долгого времени многочисленным армянским населением.
Не стоит в данном случае всерьез обсуждать гипотезу турецких историков о том, что мигрировавшие позднее в эту область армяне могли передать свой язык местному населению. Такая форма смены языка обычно происходит в результате определенного эволюционного механизма, называемого в популяционной генетике "доминированием элиты" (elite dominance). Данный процесс обычно срабатывает вслед за завоеванием территории пришельцами, социально более организованными или монопольно владеющими новейшей технологией (например, земледелием, металлургией, более совершенным оружием и т.п.). Это дает им неоспоримые преимущества перед коренным населением и способствует постепенному распространению языка завоевателей-мигрантов. Однако в случае с амшенцами трудно представить те социальные, политические и иные обстоятельства, при которых механизм "доминирования элиты" (в лице малочисленной группы армян) мог привести к широкому распространению армянского языка на достаточно обширной территории.
И наконец, о западноармянском происхождении амшенских армян свидетельствует их язык, хомшецма, который, несомненно, относится к западной группе армянских диалектов и внутри данной группы входит в северо-восточную подгруппу. Одновременно хомшецма является одним из наиболее архаичных вариантов современного армянского языка благодаря его длительной изоляции от остального армяноязычного мира и - по этой причине - отсутствию влияния на него литературных диалектов. Сюда же следует добавить указания этнографов на западноармянское происхождение одежды амшенских армян, обладающей несомненными признаками древнего понтийского субстрата.
В совокупности, результаты генетического исследования поддерживают версию о заселении армянами области Понта еще в доантичную эпоху - вероятнее всего, во времена царства Урарту. Особенности патрилинеальной генетической структуры амшенцев могли сформироваться только за достаточно длительный период изолированного существования этой популяции. Для более точной оценки времени появления армян в этом регионе и установления областей в Западной Армении, откуда они пришли в Понт, генетикам необходимо исследовать и другие территориальные группы амшенцев.
Генетическое изучение Амшена делает только первые шаги и, конечно, не скоро будет завершено. Анализ иной генетической системы - наследуемой по материнской линии митохондриальной ДНК - покажет, какую роль играли женщины (в том числе из Восточной Армении и других этнических групп Понта) в формировании демографической истории этой необычной и во многом еще загадочной территориальной группы армян. А исследование хемшилов позволит выяснить, в какой степени генофонд данной популяции, некогда насильно обращенной в ислам, но сохранившей в качестве родного языка армянский, отражает генетические особенности предковой группы. Подождем новых результатов.