Уже сообщалось, что в конце ноября текущего года Центр стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана и Институт географии им. академика Г.Алиева Национальной Академии наук Азербайджана (НАНАз) провели научно-практическую конференцию на тему «Гидротеррор и гидродиверсии Армении как угроза региональной безопасности». Были различные отклики, и с армянской стороны фактически констатировалось, что азербайджанские докладчики, по сути, делились между собой тем, что Армения и Арцах абсолютно бездействуют в направлении региональной политики, внесенном в заголовок указанной конференции…
Миру известны многочисленные факты того, когда права той или иной страны в природопользовании, тем более – в водопользовании, становились причиной для резких политических, а то и военных шагов. К резкости и бескомпромиссности Турции в вопросах водопользования на реках Тигр и Евфрат – причём в ущерб интересам соседних Сирии и Ирака даже не стоит обращаться. Мы вполне можем вспомнить, как в 1993 году соседний Иран, обосновывая свои действия эскалацией военных действий в зоне арцахско - азербайджанского конфликта, ввёл свои войска на территории вокруг двух водохранилищ на Араксе – в том числе и на территории Нахиджевана. И никто не посмел ничего возразить – Иран действовал строго в рамках международного права, закрепляющего, в том числе и право стран на использование военной силы для защиты пунктов совместного водопользования в приграничных зонах.
Самое главное – даже международное право признаёт, что та же Турция, в принципе, имеет право ограничивать соседние государства в водопользовании, если считает, что воды рек Тигр и Евфрат должны, в первую очередь, служить ей. Ну и что, что Тигр и Евфрат – можно сказать, АРМЯНСКИЕ реки и, вообще, теснейшим образом связаны с Армянским нагорьем?! Реки Западной Армении утрачены… А турки – готовы пользоваться водами и мощью наших рек. То же самое можно сказать и в отношении прав Ирана на воды реки Аракс.
Да что там – Турция и Иран! О том, что природу вполне можно использовать для защиты своих интересов от врагов, говорит даже лидер Запада – США. Правда, в информации, посвящённой переходу американцев к так называемому «природному оружию», речь идёт не о реках и о праве водопользования на приграничных реках. Для интереса сообщим об этом читателям: ещё 26 июня 2012 г. американское научное издание «LiveScience» сообщило, что США будут широко использовать силу природы против своих врагов. Издание поясняло, что военные США тестируют новое супероружие – на этот раз речь идет не о боевых лазерах и рельсотроне, чьи успешные испытания наделали много шума, и не о новейших самолётах или подлодках, ракетах и т.д., а о самых настоящих молниях. Как пишет «LiveScience», оружие будущего может в буквальном смысле вызывать молнии на поле боя. С его помощью военные смогут, например, подрывать спрятанные неприятелем мины или даже уничтожать бронетехнику противника. Работает оно таким образом: с помощью лазера создаётся специальный канал в воздухе, по которому проходит электрический разряд. Военные, по сути дела, теперь могут управлять молниями и направлять их туда, куда им нужно. «Нам никогда не надоедает смотреть, как удары молний уничтожают наши цели в ходе экспериментов», – цитирует издание Джорджа Фишера, ведущего специалиста Центра исследований, развития и проектирования вооружений армии США на военной базе Пикатини, штат Нью-Джерси. Он объяснил, что новое оружие использует особенность физики молний. Как известно, это мощный электрический разряд, который возникает между грозовыми облаками и землей. Молния образуется там, где сильнее всего разница электрических потенциалов, и идет по пути наименьшего сопротивления. В случае с новым оружием такой путь для неё создается искусственно…
И разве кто-нибудь имеет юридическое или даже моральное право что-то «запрещать» Армении и Арцаху пойти по пути и Турции, и Ирана, да и США? То есть – использовать свои природные преимущества, не говоря уже о силе природы, в борьбе с противником. Мы, как и иные авторы, ещё раз хотим заострить внимание любой читательской аудитории на названиях некоторых из звучавших в Баку антиармянских докладов: «Водный фактор в зарождении региональных конфликтов»; «Возможные акты гидродиверсии на оккупированных Арменией территориях Азербайджана и пути их предотвращения», «Гидродиверсионные акты Армении против Азербайджана в плоскости международного права» и т.д., и т.п. Разве эти заголовки не свидетельствуют о том, что в то время как, допустим, международные посредники из Минской группы ОБСЕ кричат о необходимости мирного урегулирования Арцахской проблемы и нормализации армяно-азербайджанских отношений в целом, в Баку только и делают, что ещё больше разжигают в обществе враждебность в отношении армянской нации?! Ну а с врагом – надлежит поступать так, как поступают с не сдавшимся на поле боя врагом. В том числе – использовать против него всё то, что враг использует против нас или же планирует использовать.
Мы также можем вспомнить, что летом 1992 года, когда после падения Шаумяновского и захвата Азербайджаном большей части Мардакертского района ситуация в Карабахе резко ухудшилась, и в Ереване, и в Степанакерте были люди, предлагавшие использовать в целях пресечения наступления азербайджанцев, образно говоря, «водяную мину». Речь шла о подрыве плотин на Сарсангском водохранилище, что привело бы к долговременному заболачиванию очень и очень значительных территорий, находившихся под контролем врага. И это, разумеется, внесло бы перелом в ход военной кампании лета 1992-го. Более того – наиболее «резвые» умы задумывались и о диверсионных операциях на Мингечаурском водохранилище, что вообще бы привело к крупной экологической катастрофе в Восточном Закавказье… Всего этого, слава Богу, осуществлять не пришлось. Армия обороны НКР сумела остановить наступление врага в конце лета 1992-го. Ну а в 1993-ем начался процесс вытеснения азербайджанских агрессоров и возвращения оккупированных районов. Жаль, что не до конца…
Указанная «водная» конференция в Баку и принятое инициаторами решение о проведении в Баку в будущем году уже международной (!) конференции по данной проблеме имели цель предупредить возможный отвод текущих в Азербайджан армянских рек. Как отмечал, например, мой коллега Левон Мелик-Шахназарян, речь идет именно о том, что, к сожалению, ни Армения, ни Арцах практически не делают. Л.Мелик-Шахназарян недавно справедливо заметил: «пальцев одной руки хватит для того, чтобы посчитать реальные шаги армянских государств в этом направлении. Да и из того, что сделано, действительно значимыми можно посчитать лишь рациональное использование вод Сарсангского водохранилища и перекрытие реки Воскепар, в результате чего 1100 га сельскохозяйственных угодий Армении перешли в разряд орошаемых. Вот, пожалуй, и все, ибо остальные работы, как правило, проводились на реках, впадающих в Аракс, и практически не нанесли ущерба Азербайджану». С ним следует согласиться – при работах на наших реках следует исходить не только из резона полезности для сельского хозяйства армянских государств, сколько – из резона степени возможного ущерба экономике нашего врага. Ведь примерно до 50% водных ресурсов Азербайджана формируется именно в Армении и НКР. Кроме того, согласно оценке Института мировых ресурсов (США) за 2011 г., Азербайджан входит в первую десятку государств, страдающих от недостатка воды. Нехватка воды у Азербайджана в основном ощущается на левобережье Куры. Потому что правобережье Куры питают воды наших армянских рек!
Хватит играть в «толерантность» и «готовность к диалогу». Хватит бояться, что наши резкие шаги «сорвут переговоры». Не сорвут – если международные посредники в лице сопредседателей МГ ОБСЕ под нашим давлением (или же – согласившись с нашими доводами) сами дадут понять Баку, что он, как говорится, «за что боролся – на то и напоролся». Как известно, Азербайджану совершенно не мешает в переговорах то, что он, по сути, с 1988 года осуществляет блокаду и Арцаха, и Армении. Разве мы забыли, что блокада продолжалась даже в дни Спитакского землетрясения и после этой катастрофы?! Разве не помним «разобранные» вагоны и контейнеры, шедшие с помощью для Армении в те дни? С похабными и богохульствующими надписями от «друзей»? Не пора ли понять, что ответные меры, связанные с мерами ограничивающего характера, нам даже не только необходимы, но и требуются и будут оправданы? В мире все знают, что блокада – одна из форм участия в войне. И мы всегда доказывали миру, что и Турция – прямой участник антиармянской войны, поскольку не только целенаправленно отправляет своих наёмников в Азербайджан, но и участвует в сухопутной блокаде Армении! Поэтому, если Армения и Арцах, наконец (!!!!), перейдут в отношении официального Баку к адекватному ответу на коммуникационную блокаду, в частности, в виде ограничения его возможностей в водопользовании на наших реках – никто в мире не посмеет нас в чём-либо обвинять. Тем более – никто в мире не посмеет «нажимать» на то, что «блокады запрещены международным правом» и так далее. Во-первых, запрещение – с оговорками. Блокада допустима, если необходимо, например, и даже следует (в морском деле) реально препятствовать доступу агрессора к тем или пунктам на морском побережье. Во всяком случае, современное международное право содержит соответствующие оговорки. И блокада допустима, если под нею понимается система не запрещённых современным международным правом насильственных действий против агрессора.
Мы говорили и говорим, что агрессором являлся и является Азербайджан, что, кстати, признаётся и Минской группой ОБСЕ, и документами ООН по Арцахской проблеме. Напомню, что когда Израиль, например, начал морскую блокаду сектора Газа, то ведущие западные державы (при молчании, допустим, России и Китая) посредством специальной международной комиссии, в которую входили барон Уильям Дэвид Тримбл (юрист, первый премьер-министр Северной Ирландии, лауреат Нобелевской премии мира) и бригадный генерал запаса канадской армии Кен Уоткин, эксперты по международному военному праву, участники ряда международных расследований профессор доктор Вольфф Хейншель фон Хейнегг (Германия, Европейский Университет Виадрина) и профессор Майкл Шмитт (Великобритания, Даремский Университет), признали её ЛЕГИТИМНОЙ! Основаниями для такого вердикта послужили: 1) необходимость борьбы с террористической угрозой; 2) необходимость учёта угрозы безопасности Израиля и «усилий его правительства по выполнению своих гуманитарных обязательств».
Действия Азербайджана по осуществлению блокады – это же не только глумление над Арменией в дни Спитакского землетрясения, не только затруднение доставки гуманитарных грузов для пострадавших в те тяжёлые и горькие дни. И это не только проявление дикой злобы и досады вследствие военных поражений 1992-94 гг. в Арцахе и приграничных районах Армении. Это и – осуществление политики государственного терроризма. А разве не Азербайджан устами своего президента и высокопоставленных чиновников постоянно угрожает нам новой агрессией и предъявляет претензии на всю территорию обоих армянских государств? Это и есть – государственный терроризм. Разве не американский эксперт Конгресса Иосиф Бодански ещё в 2000-01 гг. указывал, что Баку и территория Азербайджана давно стали базами для международных террористов, в том числе и из «Аль-Каиды»? И это тоже – государственный терроризм. И поэтому наши действия – оправданы. Более того – они НЕОБХОДИМЫ, как необходимо пресечение государственного терроризма вообще. И если именно Армения и Арцах возьмут на себя геополитическую ношу по минимизации негативных последствий от государственного терроризма Азербайджана в регионе – думаю, что мировое сообщество рано или поздно признает правоту армянских государств. Вопрос лишь – имеем ли мы ТАКИЕ ВЛАСТИ, которые реально готовы и хотят защитить интересы и безопасность Армении и Арцаха?!..
Османские турки превратили воды рек Тигр и Евфрат в фактическое оружие (если и не оружие, то – рычаг давления) против Сирии и Ирака. Запад и Восток на это молчат. При этом сильные мира сего отлично знают, что у турок есть территориальные претензии к Сирии и Ираку… Азербайджан вот уже 25 лет осуществляет сухопутную блокаду Арцаха и Армении, не прекращая выдвигать к нашим государствам территориальные претензии и не прекращая вооружённые провокации в виде обстрелов, убийств ни в чём не повинных гражданских лиц, подрывных диверсионных актов, похищений гражданских лиц и военнослужащих, и т.д. Это разве не описание спонсирующегося именно апшеронским государством неприкрытого терроризма? Великие державы знают всё это, но дальше призывов и увещеваний к Баку дело никогда не идёт. А Баку плевать хотел на призывы США, России и Франции.
И поэтому я поддерживаю позицию всех тех армян, которые выступают за применение против Азербайджана всех наших ресурсов так называемой «природной военной крепости». В этих условиях мы просто обязаны подорвать продовольственную безопасность Азербайджана и резко повысить степень социальной напряженности в соседней республике. Армянские реки питают всю западную часть Азербайджана и являются основным источником жизни как минимум полутора миллионов человек. Лишение воды западных регионов Азербайджана уничтожит сельское хозяйство этого выморочного образования и вынудит население, лишенное пастбищ и орошаемых полей, покинуть эти районы. Речь идёт не только об укреплении военной безопасности, но и об орошении ныне лишенных воды огромных пространств Армении. Задача перекрытия рек представляется не столько сложной, сколько дорогостоящей и, следовательно, выходящей за рамки возможностей бюджета наших государств. Однако данный вопрос откладывать нельзя, а соответствующие возможности могут быть найдены. Уверен, что специалисты Армении и Арцаха сами подскажут, какие из рек можно перекрыть и, тем самым, заставить агрессоров нести тяжёлые экономические и социальные потери в приграничных зонах и в зоне конфликта. Кроме того, мы имеем шанс и обязаны резко усугубить положение Нахиджевана. Говорят, что режим АОД вместе с Тер-Петросяном давал какие-то «гарантии ненападения» на Нахиджеван – да ещё лично Гейдару Алиеву. Гейдар давно умер – и не стоит давать прежних гарантий его отпрыску.
А пока наше руководство будет выискивать лживые оправдания для того, чтобы ничего не предпринимать в плане мер против Азербайджана в водной сфере, бакинцы будут, и будут проводить конференции, на которых публично и на весь мир будут нас обвинять в том, чего мы ни разу никогда не делали! Наши враги откровенно боятся, а мы бездействуем. Фактически и проведённая в Баку ноябрьская конференция, и будущая международная конференция – это обвинение азербайджанцев в наш адрес… в бездействии, в нежелании принимать ОТВЕТНЫЕ (!!!) меры.
Уверен – если мы всем армянским миром сумеем аккумулировать и справедливо распределить наши усилия и средства, Азербайджан будет поставлен на колени, и довольно быстро. Шаги, направленные на усиление безопасности Арцаха и Армении, на предотвращение возможных рецидивов войны со стороны Азербайджана, являются нашей общенациональной заботой. Заметим, не только Армении и Арцаха – как государств, но и – всей нации. Поверьте – настало время для новейшей консолидации армянского народа вокруг единой цели, во главе угла которой не что иное, как усиление мер по безопасности армянской государственности в Закавказье.
Сергей ШАКАРЯНЦ, http://russia-armenia.info