Как известно, на прошлой неделе на официальном сайте правительства была опубликована “дорожная карта” по вступлению Армении в Таможенный союз. Этот объемный документ представляет собой график действий, направленных на осуществление программы мероприятий с целью членства Армении в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. “Дорожная карта” включает 262 мероприятия, из коих 150 реализует армянская сторона, остальные будут реализованы совместно с Евразийской экономической комиссией.
“Дорожная карта” предполагает широкий спектр законодательных изменений в таможенной и налоговой сферах, в Уголовном и Административном кодексах Армении, подписание межгосударственных договоров в рамках Таможенного союза и отдельного договора о членстве Армении в Таможенном союзе. “Дорожная карта” предусматривает даже изменения в учебных программах вузов с целью включения курсов по законодательной базе Таможенного союза в учебные программы.
Публикация “Дорожной карты” вызвала новую волну комментариев сторонников и противников вступления в Таможенный союз. Эксперты, политологи и политики разделились на три лагеря по классическому принципу “за”, “против” и “воздержавшиеся”. Последние придерживаются той позиции, что Армении лучше всего было бы никуда не вступать — ни в Таможенный союз, ни в Ассоциацию с ЕС, а быть мостом между ними. Правда, потом, при зрелом размышлении соглашаются, что на самом деле третьего нам не дано. Конечно, многие оценки следует воспринимать с учетом политической ориентации их авторов, но мнения иной раз разнятся даже в кругу экспертов.
Те, кто против вступления в ТС, продолжают утверждать, что Армения при этом теряет суверенитет, поскольку решения, касающиеся экономической сферы республики, будет принимать руководящий орган Таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия.
Комментируя это мнение, директор Института Кавказа Александр Искандарян утверждает: “Любая страна имеет суверенитет и ограничение суверенитета. В рамки этой модели умещается любая страна — от США до Китая. Это не утрата суверенитета. Армения просто пытается найти свое место в отношениях с окружающими ее силами”.
Следующее беспокойство связано с тем, что основную часть мероприятий “дорожной карты”, в том числе и разного рода анализы и финансирование экспертов, Армения будет осуществлять за счет своего бюджета и не получит финансового содействия от Таможенного союза. Глава комиссии НС по внешним связям Артак Закарян объясняет это обстоятельство тем, что вступление в Таможенный союз является суверенным решением Армении, следовательно, Армения несет ответственность за принятое ею решение. И наконец главный вопрос, как изменятся цены на импортируемые товары? Появившиеся в прессе со ссылкой на анализы Минэкономики публикации о том, что вступление в ТС приведет к существенному повышению цен на многие товары — около 60% импортируемых в Армению товаров подорожают на 60%, поспешил опровергнуть по поручению премьер-министра сам министр экономики Ваграм Аванесян.
“Эти оценки никоим образом не соответствуют действительности. Вся представленная информация подводит к тому, что Армению после вступления в ТС ждет огромная инфляция. Такого вообще быть не может, наши оценки сделаны давно (около 6-7 месяцев назад) и предельно четкие: максимальное инфляционное давление может достигнуть 1,5%. Существуют товарные группы, по части которых Армения обратится к Таможенному союзу, чтобы для нас было сделано исключение. Мы пытаемся пролить на этот вопрос максимальный свет. Этот ажиотаж возник как раз по той причине, что мы представляем информацию в достаточно открытом виде, обсуждаем с предпринимателями все товарные группы. Фактически эта информация используется для банального обострения ситуации. Скорее всего, думаю, таким образом пресса решает задачи по подаче читателям сенсаций”, — заявил Аванесян, выступая с разъяснениями перед журналистами.
По его словам, если по части 11 тысяч видов товаров (что составляет 60% от общего числа) в Таможенном союзе более высокие таможенные пошлины, чем в Армении, это не означает, что в Армении 60% товаров подорожают, на практике изменятся таможенные пошлины не на все эти 11 тысяч видов товаров. На товары, которые импортируются из тех стран, с которыми у ТС есть соглашения о свободной торговле, включая страны СНГ, Грузию и Сербию, таможенные пошлины как были нулевыми, так и останутся. Министр также сообщил, что власти Армении намерены вести переговоры с Таможенным союзом по поводу 850 из упомянутых 11 тысяч товаров, чтобы по ним таможенные ставки не изменились.
Артак Закарян, комментируя возможность подорожания ряда импортируемых товаров, заявил, что взамен подешевеют многие другие товары. “Если в какой-то сфере и будут подорожания, связанные с налоговой и таможенной политикой, то, естественно, они будут компенсированы очевидными льготами в остальных сферах”, — отметил он. Председатель Союза отечественных производителей Вазген Сафарян считает, что вступление Армении в ТС благоприятно скажется на экспортерах республики. По его словам, это, в частности, обусловлено общностью Армении и России по части технологической культуры.
“Говорят о том, что могут подняться цены на разные категории товаров. Но подорожать могут только те из них, которые не производятся в странах Таможенного союза. Например, кофе. Но рост цен на товары станет стимулирующим фактором для наших экспортеров и будет способствовать развитию местного производства”, — заявил Сафарян.
В целом он считает, что рынок Таможенного союза по объективным причинам ближе Армении, нежели европейский. “Нашей стране, ее производителям сложно реализовывать свою продукцию на европейских рынках — культура производства разная. А самый большой плюс от вступления в Таможенный союз — общая экономическая зона, поскольку 70 лет подряд мы были с Россией в одном культурно-технологическом пространстве”, — заметил Сафарян.
Председатель Госкомиссии по защите экономической конкуренции Артак Шабоян связывает с вступлением в ТС радужные надежды. “Вступление Армении в ТС положительно повлияет на атмосферу экономической конкуренции в стране и ослабит сверхсконцентрированные сегменты рынка, где доминируют на данный момент несколько хозяйствующих субъектов”, — заявил он на днях, выступая в парламенте.
Как бы то ни было, предполагается, что Армения станет членом Таможенного союза уже осенью, поэтому парламент уже в марте этого года приступит к рассмотрению необходимых для этого законодательных поправок. Как сообщил журналистам председатель парламентской комиссии по внешним связям Артак Закарян, определенное форсирование процедуры по вступлению в ТС связано с тем, что на самом деле нашей основной целью является членство в Евразийском экономическом союзе, который будет учрежден с 1 января 2015 года. “Став членом Таможенного союза, мы представляем заявку на то, чтобы стать членом-учредителем при формировании предусмотренного с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза”, — пояснил он.
Тамара Овнатанян, "Новое время"