Это было ровно 20 лет назад, и все эти 20 лет год для нас начинается с поминовения жертв очередного акта геноцида армян в Азербайджане, на сей раз в столице этой тогда еще советской республики. В современном Баку – городе, кичащемся показной роскошью своего фасада, уже ничто не напоминает о тех семи днях января 1990 года, когда "интернациональная" столица многонационального Азербайджана буквально утопала в крови сотен и тысяч ее коренных жителей – армян. Когда на улицах разворачивалась вакханалия средневековой жестокости и вандализма, подробности которой, оглашенные на закрытом заседании Верховного Совета СССР 5 марта 1990 года, так и остались по большому счету неизвестными, ибо были опасны для психики нормального человека.
20 лет прошло с тех пор, как в столице Азербайджана был совершен акт геноцида – одно из наиболее гнусных в цепочке чудовищных преступлений против армянского народа в период 1988-1992 годов. Вслед за "сумгаитом" нарицательным стало и "баку" - кровавая январская неделя, в ходе которой, по неполным данным, были убиты около 300 и изгнаны последние десятки тысяч армян Баку – города, славу и гордость которого они некогда составляли, в создание и развитие которого внесли неоценимый вклад. Того Баку, который окончательно канул в Лету именно с последними изгнанными отсюда армянами, превратившись в столицу государства, открыто провозгласившего антиармянизм и расизм своей официальной политикой. Эта политика геноцида армян была в конце прошлого века лишь продолжена, ибо Баку с полным основанием называют городом трех погромов – 1905, 1918 и 1990 годов.
Вместе с тем кровавая неделя января 1990 года стала заключительной точкой в процессе этнических чисток столицы Азербайджана от армян. Только за год, предшествовавший январским событиям, в Баку были "незаметно" убиты в домах, на работе, на улицах более 60 жителей-армян, сотни искалечены, десятки тысяч изгнаны. Вовсе не случайно из 250-тысячного бакинского армянства к началу 1990 года в городе оставалось не более 35 тысяч – в основном старики, больные и те, кто не мог оставить своих родных. Именно они – старые и немощные люди - стали главной мишенью немыслимого по жестокости насилия со стороны нелюдей, получивших практически открытым текстом приказ расправиться с армянами. В Баку января 1990 года царил настоящий антиармянский психоз: многотысячные митинги проходили под лозунгами "Смерть армянам!" и "Слава героям Сумгаита!". Беспрецедентный цинизм, унаследованный сегодняшними правителями Азербайджана от своих предшественников, проявился в том, что в нынешнем году отмечать дату 20 января, которую здесь считают днем национального траура, начали именно с Сумгаита. Это ли не самый верный признак неизменности расистской и откровенно человеконенавистнической политики Азербайджана?
Механизм подготовки и осуществления погромов был продуман до мелочей. Автор книги "Армяне Баку: бытие и исход" Ирина Мосесова приводит четыре основных пункта этого механизма:
1. Составление подробной карты города, разделенной на районы и кварталы, с помеченными местами компактного проживания оставшихся в городе армян.
2. Широкомасштабная наступательная антиармянская кампания в СМИ, начатая значительной частью азербайджанской интеллигенции.
3. Нападения, избиения и убийства отдельных граждан армянской национальности на улицах города, в общественном транспорте.
4. Координация действий работников жилищно-эксплуатационных контор и управлений с милицией и службой "Скорой помощи" в ходе предстоящих погромов.
Карта, на которой крестами отмечены места компактного проживания армян, навсегда останется визитной карточкой города трех погромов – Баку. Сегодня в мире вряд ли найдется другой крупный город с подобной картой - ориентиром в массовых убийствах и погромах. Вряд ли в мире найдется еще одна столица считающего себя цивилизованным государства, в которой целых семь дней планомерно и со знанием дела уничтожали людей, выбрасывая их с балконов, сжигая заживо, избивая до смерти или разрывая на куски. А советское правительство во главе с ныне Нобелевским лауреатом Горбачевым все эти семь дней заседало в Москве, вальяжно раздумывая, - вводить войска в Баку или нет. Решение было принято Кремлем только 20 января, когда армян в Баку уже практически не оставалось. И войска вошли в город только для того, чтобы власть окончательно не перешла в руки Народного фронта Азербайджана. Именно поэтому организаторами и исполнителями геноцида армян в Баку с полным основанием считаются руководство Азербайджанской ССР, Народный фронт этой республики и советское руководство во главе с М. Горбачевым.
Как бы ни изощрялся азерпроп, на какие бы ухищрения и фальсификации ни шли бакинские стратеги в попытках извратить и оболгать историю, факт остается фактом: 13-19 января 1990 года в Баку был осуществлен акт организованного массового насилия, полностью подпадающий под правовое определение геноцида, согласно Конвенции ООН: Многочисленные свидетельства очевидцев, документы, фото- и видеокадры неопровержимо доказывают абсолютное соответствие событий 13-19 января 1990 в Баку этому определению.
13 февраля 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял решение осудить погромы армян в Баку и других районах Азербайджанской ССР и расценить их как продолжение геноцида в отношении армянского народа. Эта оценка, вынесенная еще Советской Арменией, была единственно верной в правовом, политическом и моральном смысле, но так и осталась единственной оценкой совершенного злодеяния. В еще крепком Союзе ни одно преступление против армян Баку не было расследовано, не были выявлены и осуждены организаторы страшного преступления, ни один убийца, насильник и грабитель не понес наказания. Геноцид армян в Баку остался неизвестным, нерасследованным, неосужденным и безнаказанным преступлением против человечества. Остался самым суровым приговором Михаилу Горбачеву и высокопоставленным азербайджанским головорезам.
Увы, власти обретшей независимость Армении практически предали забвению это преступление против армянского народа. Республика Армения до сих пор не приняла ни одного официального документа с осуждением геноцида армян Баку, ни разу не выступила с заявлением о признании этих кровавых событий геноцидом, не вынесла истину о "баку" на суд мировой общественности и не потребовала признания и осуждения геноцида. Армянские беженцы по сей день не фигурируют в переговорном процессе, о компенсации сотням тысяч азербайджанских армян не идет и речи. Все это еще предстоит делать, и первым шагом станут проводимые в эти дни на государственном уровне мероприятия, приуроченные к 20-летию трагедии. Траурная годовщина событий в Баку – еще одно напоминание и предупреждение международному сообществу о том, что мир в регионе наступит только после четкого осознания одной непреложной истины: Арцах не может быть в составе Азербайджана – в противном случае международное сообщество неизбежно окажется в роли, некогда исполненной руководством СССР: соорганизатора и виновника еще одного акта геноцида армян.
Марина ГРИГОРЯН, "Голос Армении"