Доклад на международной конференции «Регионы Армении за Евразийскую интеграцию», г. Иджеван (Тавушский марз), 17 сентября 2014 г.
Нынешнее состояние и направление внешнеэкономических связей РА фактически определяет реальный вектор дальнейшего развития экономики: преобладающая часть готовой продукции экспортируется в Россию, 86% трансфертов поступает в Армению из России1, значительная часть энергоресурсов тоже поступает в республику из РФ (газ – более 90%, атомное топливо – 100%), 44,1% иностранных прямых инвестиций приходится на долю российских компаний2.
Миграция определяется наличием безвизового режима, разницей между ВВП на душу населения в ТС и Армении и почти 2.5 млн. армянской диаспорой России. Существенный рост производства в ТС при неизменном уровне производства республики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов. За 2013 год трансферты из РФ составили примерно 2/3 доходов государственного бюджета Армении.
Несмотря на большую разницу показателей ВВП на душу населения в Армении и ЕС, она влияет на миграцию в ЕС весьма незначительно. В РА безработица составляет примерно 20%, в ЕС – 12%, однако разница между уровнем безработицы в Евросоюзе и Армении не оказывает существенного влияния на масштабы миграции. Очевидно, что главным препятствием для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остается отсутствие возможности свободного передвижения людей, сложности трудоустройства, финансовые, языковые проблемы.
Средняя заработная плата в ЕС ($2433 в 2012 году) выше, чем в ТС ($1153)3, однако ее воздействие на трансферты весьма незначительно по сравнению с ТС. Если отсутствие языкового барьера, возможность посещения стран, исторические связи позитивно влияют на интеграцию с ТС, то в ЕС эти факторы не играют существенной роли.
В ЕврАзЭС все четыре параметра свободы – движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов – должны действовать без изъятий. Это положение является основополагающим в договоре о Евразийском союзе, а любые исключения будут носить временный характер. В странах Евразийского союза должны быть отменены все тарифные ограничения.
Несмотря на то, что некоторые принципы Евросоюза используются в ЕврАзЭС, их сравнение не совсем корректно. ЕврАзЭС имеет большее сходство с Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА). Основной целью НАФТА является снятие барьеров в сфере торговли между странами. Несмотря на то, что цели ЕврАзЭС шире, как и НАФТА, так и ЕврАзЭС отличаются доминированием экономики одного государства, и в том и в другом случае экономика одной страны в несколько раз превосходит экономической потенциал других стран. Другое сходство – все страны тесно интегрированы со страной лидером, а связи между другими членами не играют существенной роли для их экономик. В то же время ЕврАзЭС, в отличие от НАФТА, полноценно будет обеспечивать все четыре параметра свободы, а также большую роль в особенности не для доминирующей экономики будут играть совместные проекты, направленные на повышение экономического потенциала страны.
В данной ситуации санкции, применяемые к лидеру ЕврАзЭС, могут оказать определенные последствия на экономики других стран. С учетом того, что Россия играет доминирующую роль в экономическом союзе, санкции Запада будут оказывать влияние на ЕврАзЭС, в том числе и на экономику Армении, ибо она находится в процессе вступления в этот союз. Следует, однако подчеркнуть, что взаимные санкции коснулись продукции, составляющих примерно 5% торгового баланса России.
Ключевая задача интеграции в кокой мере она способствует росту ВВП, улучшению его структуры, решению проблемы занятости населения и конечно же обеспечению роста экспорта, решению архиважной проблемы дефицита торгового баланса.
В развитых малых странах соотношение экспорта и ВВП составляет не менее 30%, поскольку рынок в этих странах небольшой, и экспорт становится решающим фактором развития. Значительный рост экспорта в первую очередь возможен в близких по развитию и по целям в странах ЕврАзЭС. Осознание этого, естественно, предполагает интеграцию их экономик. Рост экспорта в Армении имеет высокий потенциал в тех сферах и в те страны, где существует традиционный спрос на данные товары, который полностью не покрывается, в том числе из-за недостаточного уровня интеграции. Для Армении экспортный потенциал имеют сельскохозяйственная и винно-коньячная продукция, легкая и химическая промышленность, глубокая переработка цветных металлов, обработка драгоценных камней и металлов. Весьма важно найти свою нишу в производстве лекарств, нанотехнологий. Большое значение имеет кооперация с предприятиями стран, давно сотрудничающих с республикой.
Рассмотрим влияние санкций на основные направления интеграционных процессов Армении.
Только для стран Таможенного союза сняты экспортные пошлины на энергоресурсы, а также другое сырье. Армении уже предоставлена эта возможность. Речь идет о 30% снижении цены на газ на госгранице. Примерно на 30% подешевеют нефтепродукты. Заявление о вступлении в Таможенный союз уже позволило Армении снизить цену на газ на границе с $270 до $189 долларов за 1000 кубометров, что дает армянской экономике за 5 лет выигрыш примерно $1 млрд. При невступлении же в ТС эта цена возросла бы до $400, что принесло бы за тот же период потери примерно на $1 млрд.
Таким образом, суммарный выигрыш только от импорта газа при вступлении Армении в ТС составит за пять лет $2 млрд., что больше половины нашего государственного бюджета. С этим мы, конечно, должны считаться, и остается только рационально и эффективно использовать выигрыш от существенного снижения цен на энергоносители. Реализация этих возможностей зависит только от нас.
Отменена 6,5%-ая пошлина на импорт необработанных алмазов. Так как в данной отрасли рентабельность близка к этому показателю, такой шаг при осуществлении согласованной валютной политики со странами ЕврАзЭС резко повысится производительность данной отрасли. В первую очередь, с помощью наших партнеров по ТС мы должны сделать упор на рост ВВП, заработной платы, пенсий и снижение безработицы. В этом случае относительная цена на газ снизится, ибо будет происходить рост заработной платы и пенсий по отношению к цене на газ.
Это направление интеграционного процесса – снижение цен на импортируемое сырье – безусловно, будут способствовать росту экспорта, внутриэкономическому развитию, снижению безработицы и улучшению социального положения населения. Ощутимое снижение цен на энергоносители позитивно скажется на создании новых рабочих мест и повышении конкурентоспособности местной продукции. Здесь ситуация стабильна, и, конечно же, рост цен на энергоресурсы не ожидается.
Второе направление интеграции – инвестиционные проекты, которые в первую очередь по предварительной договоренности на самом высоком уровне осуществит лидер ТС – Российская Федерация. Предполагается, что будут осуществлены крупные прямые инвестиции, причем в первую очередь в системообразующих отраслях – на развитие железной дороги будет выделено примерно полмиллиарда долларов, на строительство дороги Север-Юг – около $200 млн. Будут также произведены полмиллиарда долларов инвестиций в завод «Наирит» и шинный завод, а также в ряд предприятий стратегического значения. При этом инвестиции в данные сферы обладают кумулятивным эффектом, способствуя развитию малого и среднего бизнеса.
Здесь санкции создают определенный риск, в том числе из-за снижения возможностей получения долгосрочных заимствований рядом ключевых банков России. Естественно, что и ЦБ РФ, и правительство РФ окажут поддержку компаниям и банкам, попавшим под санкции. При этом, хотя бы основные официальные договоренности по инвестициям в Армении все же могут быть выполнены. Для становления ЕврАзЭС интеграционные проекты чрезвычайно важны, и при оказании содействия организациям, попавшим под санкции, эти проекты обязательно следует учитывать.
В третьем же направлении интеграции в гармонизации таможенных пошлин следует выбрать наиболее рациональный вариант, который в максимальной мере способствует достижению наших целей – насколько это возможно, защитить национального производителя, улучшить торговый баланс и пополнить государственный бюджет, причем только при соответствующем этим условиям минимальном росте цен.
Для стран с трансформирующейся экономикой безопасной можно считать инфляцию до 7-8%, т.е. фактический резерв для Армении здесь составляет примерно 3%, а не 1,5%. Для реализации наших целей целесообразно использовать и этот резерв. При этом, напрямую содействуя отечественным производителям и пополняя наш государственный бюджет, не следует забывать о необходимости компенсации роста цен на основные группы товаров для социально необеспеченных слоев.
Здесь резерв из-за санкций существенно не изменится, ибо с учетом понижения курса рубля к драму рост цен в рублях на импортируемые товары из России не окажет влияние на инфляцию в Армении. С точки зрения же образующихся свободных ниш от ответных санкций и поддержки роста экспорта Армении странами ТС, вероятность роста экспорта из Армении высокая.
Санкции могут также привести к определенному сокращению рабочих мест в России и, соответственно, к уменьшению объема трансфертов, но значительная часть наших мигрантов занята в таких сферах, которые обслуживают внутренний рынок России. Так что перспектива существенного сокращения трансфертов мала.
Ашот Тавадян, д.э.н., проф., руководитель авторского коллектива по исследованию интеграционных процессов
1 http://www.armbanks.am/2014/02/24/71837/.
2 http://www.ved.gov.ru/exportcountries/am/about_am/ved_am/.
3 http://www.statista.com/statistics/226956/average-world-wages-in-purchasing-power-parity- dollars/.