В постановке балетмейстера, народного артиста Армении Рудольфа Харатяна «Два солнца» встречаются Нарекаци, Аршил Горки, Торос Рослин. Как отмечает сам автор, хотя их разделяют тысячелетия, но в балете происходит их духовная встреча. В постановке звучат шараканы Маштоца, таги Нарекаци, произведения Арама Хачатуряна, Арно Бабаджаняна и других.
Премьера балета состоялась 27 мая. В основе постановки поэма «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци, отсюда и название - «Два солнца с двух сторон, одно из них черно, другое — палит огнем».
- Г-н Харатян, откуда возникла идея балета?
- Идея поставить Нарекаци возникла давно. Много лет назад я ставил Нарекаци в двух действиях на основе поэмы «Книга скорбных песнопений». Постановка была готова, но на сцене она не появилась. Тогда я понял, что не готов: занимался восточным боевым искусством, искал интересные движения, чтобы представить Нарекаци, правильно представить его внутренний мир, его конфликт. Позже, в 2006 году, в Вашингтоне я написал второй сценарий, начал делать постановку, показал на различных конкурсах. А в 2014 году уже написал новый сценарий и представил комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, они одобрили. Я пригласил танцоров из Японии, Франции, Греции, Германии, Соединенных Штатов для участия в балете.
- А почему из этих стран? Разве в Армении нет танцоров?
- У нас есть танцоры, но они ограничены в своих манерах. То, чего я требовал, они не хотели исполнять. Во время моих интервью я всегда отмечал, что наши не хотят работать, не любят работать, они привыкли не работать, поэтому я пригласил танцоров из-за рубежа, а они не знают, что можно не работать. Я включил и наших танцоров, чтобы они увидели, как нужно работать. В результате наши местные танцоры начали танцевать и показали отличный результат.
- Постановка была включена в список мероприятий, приуроченных к 100-летию Геноцида армян. Что Вы хотели передать этим балетом?
- Идея была в том, чтобы показать Армению, армянскую культуру, дух армянской нации, не конкретного периода времени, а в вечности. Для меня был также очень важным образ Аршила Горки. Нарекаци и Аршила Горки разделяют тысячелетия, но в представлении они встречаются. С их помощью мы можем представить нашу нацию в мировой системе ценностей. Об этом мой балет. Был также небольшой эпизод из резни: на мгновение все на сцене замирают, и мы видим отрывки из массовой резни, видим образ матери Аршила Горки. Но в постановке я не хотел акцентировать на том, что нас убивали, а хотел подчеркнуть, что мы творили, нашего творческого потенциала столько, что мы можем нашими произведениями стать частью общечеловеческих ценностей.
http://www.tert.am/