Последние годы инфляция в США и Европе была крайне низкой. Ещё совсем недавно еврозона стояла перед риском дефляции, что вынудило ЕЦБ принимать весьма активные монетарные меры. И вот, похоже, инфляция пробуждается и уже вскоре может перевалить за сакральный для ведущих центробанков уровень 2%.
Первая ласточка
На неделе Банк Англии обновил
прогноз по инфляции и теперь ожидает её рост до 2,8% к 2018 году. Поскольку события развиваются на фоне брекзита, то после подачи уведомления в Брюссель о начале переговоров, фунт может просесть ещё глубже, что может вывести инфляцию уже к 4%.
Это плохо, что инфляция растёт?
Не совсем. Во-первых, это возможность вернуться к нормальному уровню процентных ставок. Во-вторых, это указывает на нормализацию ситуации на рынке труда.
Разве существует взаимосвязь между безработицей и инфляцией?
Экономисты считают, что существует. Как правило, высокая безработица толкает инфляцию вниз и наоборот. Если инфляция остаётся низкой при одновременном снижении уровня безработицы – значит с экономикой что-то не в порядке.
Здесь стоит отметить, что в последние годы данная взаимосвязь нарушалась из-за резких колебаний цен на сырьевые товары, что оказывало прямое давление на инфляцию. Однако в этому году, впервые после кризиса, рынки труда и сырьевых товаров снова вернулись к прежней корреляции.
В целом, в странах G7 безработица упала с пика 8,4% в 2008 году до 5,4%, то есть к докризисному уровню 2007 года, к которому подтягивается и инфляция.
Еврозона
Некоторым исключением из этого процесса выступает еврозона, где уровень безработицы остаётся весьма высоким. В целом показатель составляет 8,5%, причём внутри еврозоны наблюдается значительный разрыв между странами. Безработица в Германии и Греции составляет 4,2% и 23,4% соответственно. В этих условия общеевропейский рост инфляции может привести к существенным трудностям в странах с низкой занятостью.
Могут ли центробанки просто поднять целевой уровень по инфляции?
Вполне могут, ранее эта возможность уже активно прорабатывалась, но подобный шаг имеет ряд существенных недостатков: падение доверия к регуляторам, риски снижения эффективности монетарной политики, а также негативное влияние на налоговую систему. Именно поэтому возможность простого поднятия целевых уровней по инфляции пока не рассматривается как основной инструмент действий.
Побочный эффект
Ещё когда только ФРС начинал первое количественное смягчение, уже тогда ряд экономистов отмечали непредсказуемые «побочные эффекты» такой политики. Другими словами, беспрецедентные меры реагирования глобальных регуляторов на кризис могут обернуться не самыми очевидными последствиями, которые могут включать и высокую инфляцию.
Готовы ли к этому центробанки?
Пока не ясно. Традиционные методы реагирования на высокую инфляцию в виде роста ставок обычно негативно сказываются на экономическом росте. Более того, падают и реальные доходы людей. Регуляторы могу пойти по пути ещё большего разведения краткосрочных и долгосрочных ставок, но здесь также возникает целый ряд вопросов.
Именно поэтому комментарии центробанков относительно их планов действий в случае высокой инфляции пока крайне туманны. На этом фоне доходность по 10-ти летним американским казначейским обязательствам с июля выросла на полпроцента до 1,85%. При таких обстоятельствах, ФРС будет крайне сложно удержаться от повышения ставки на декабрьском заседании.
http://ignat.news/