Новость о намерении властей Республики Беларусь экстрадировать известного блогера Александра Лапшина в Азербайджанскую Республику, где он обвиняется в преступлении за свободу передвижения и свободу слова, вот уже почти месяц не сходит с полос ведущих масс-медиа многих стран. Об этом пишет сайт журнала о деятельности национальных учреждений по правам человека «Европейский омбудсман».
Как отмечает издание, хорошо известный блогер «Живого Журнала» в 2011 и 2012 годах совершил поездку в Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) и выразил озабоченность по поводу ситуации, сложившейся в Азербайджане вокруг этой республики. В результате имя блогера было внесено в так называемый «черный список» азербайджанских властей.
Напоминается, что по сообщению СМИ, в июне 2015 года блогер вновь въехал в Азербайджан через территорию Грузии по украинскому паспорту, пройдя контроль на границе благодаря тому, что в украинском паспорте имя «Александр» было указано на украинском языке как «Олександр».
Власти Азербайджана, узнав о его визите из СМИ (в том числе из записей в блоге Лапшина), усмотрели в нем уголовное преступление и возбудили в отношении популярного блогера уголовное дело по статье 281.2 (публичные призывы к нарушению территориальной целостности Азербайджанской Республики) и статье 318.2 (пересечение границы Азербайджана с поддельными документами) УК.
15 декабря 2016 года блогер Лапшин был задержан в Минске по просьбе азербайджанских властей и помещен в следственный изолятор. Решением Минского суда Лапшин был арестован на два месяца.
«В настоящее время ведется оформление документов, необходимых для его экстрадиции в Азербайджан. А учитывая, что Лапшин обвиняется за поездку в армянонаселенный Нагорный Карабах, а антиармянские настроения в Республике Азербайджан возведены в ранг государственной политики, то есть основание полагать, что экстрадиция Лапшина является большой угрозой для его жизни», - пишет «Европейский омбудсман».
Уголовное преследование журналиста или блогера по указанным статьям Уголовного Кодекса Азербайджана, как отмечает журнал, является нарушением права на свободу слова и противоречит требованиям Европейского суда по правам человека. «В таком аспекте арест и возможная экстрадиция Лапшина вызывает глубокую обеспокоенность. Сложившаяся ситуация ставит под угрозу основные права и свободы человека, закрепленные в международных документах», - отмечается в публикации.
К тому же представляет тревогу и огромный общественный интерес, связанный с активной ролью Лапшина как представителя гражданского общества, журналиста и путешественника. «Подобные лица вносят неоценимый вклад в дело защиты общечеловеческих ценностей, способствуют выявлению и предупреждению гуманитарных проблем и нарушений прав человека (в частности, отнюдь не гуманных действий азербайджанских властей по отношению к народу Нагорно-Карабахской Республики в апреле 2016 года). В этой связи, считаем важным отметить, что число людей, попавших в азербайджанский черный список, достигло 623, и 180 из них являются журналистами», - подчеркивает «Европейский омбудсман».
Резюмируя, правозащитное издание отмечает, что упомянутый факт может сыграть роль спускового крючка для дальнейшего нарушения прав журналистов. «В свете имеющейся информации можно констатировать, что возникшая ситуация – недопустимый прецедент нарушения свободы выражения мнения, пренебрежения гуманитарными ценностями, который ставит под угрозу всю систему защиты прав человека», - отмечает журнал.
Тем временем, как пишет сайт израильского телеканала «9 Канал», 12 января, спустя месяц после задержания израильского блогера Александра Лапшина в Минске, удалось организовать визит консула государства Израиль в Беларуси Юлии Рачинской в СИЗО, где содержится арестованный израильтянин. Согласно информации, визита удалось добиться при вмешательстве депутата Кнессета Ксении Светловой («Сионистский лагерь») и заместителя министра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели. Напоминается, что Лапшин был арестован в столице Беларуси по требованию властей Азербайджана, которые требуют экстрадиции задержанного по подозрению в нарушении им азербайджанских законов.
«Мы получаем тревожную информацию о том, что условия содержания Лапшина резко ухудшились, на него оказывается давление, и мы просто обязаны немедленно добиться встречи с консулом, чтобы не дай Бог, не случилось беды», – сообщила депутат.
Как отметила Ксения Светлова, на израильтянина оказывают давление в СИЗО, заставляют подписывать согласие на экстрадицию, хотя суд еще не принял никакого решения. По ее словам, она ведет переговоры с властями Беларуси и Азербайджана, чтобы избежать высылки блогера.
В свою очередь, журналист Георгий Ломсадзе на информационно-аналитическом портале «Eurasianet.org» пишет, что блогер-путешественник Александр Лапшин и прежде был в немилости у властей Азербайджана из-за своих критикующих эту страну отзывов в «Живом Журнале», однако его поездка в Нагорно-Карабахскую Республику окончательно «бросила его в кипяток».
«Товарищеские отношения между двумя усатыми вождями – президентом Беларуси Александром Лукашенко и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым – стали ловушкой для блогера. В последнее время еще более усилилось сотрудничество между этими лидерами, которые склонны одиноко и бесконечно президентствовать и проявлять нетерпимость к критическим и независимым средствам массовой информации», – пишет Ломсадзе.
Автор отмечает, что Лапшин в своем русскоязычном блоге публиковал фотографии и детали о 122 странах мира, в которых он побывал в качестве туриста. Он также напоминает, что израильские дипломаты также выразили озабоченность по поводу возможной экстрадиции блогера в Баку, следствием чего может стать ухудшение азербайджано-израильских отношений.
Между тем, на сайте экспертного сообщества Беларуси «Наше Мнение» политолог Александр Филиппов, отмечая, что азербайджанский МИД внес в «черный список» фамилии 623 иностранных граждан, среди которых политики, дипломаты, ученые и деятели искусства, включенные туда за посещение НКР, пишет, что власти Азербайджана периодически ведут себя в этом направлении довольно неуклюже, провоцируя серьезные международные скандалы.
Так, в марте 2011 г. на фоне планов НКР начать работу аэропорта в Степанакерте директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил, что Азербайджан готов физически уничтожать самолеты, собирающиеся совершить посадку в аэропорту Степанакерта. Как отмечается, так как даже самые суровые законы Азербайджана не предполагают смертную казнь на месте без суда и следствия за посещение НКР, официальному Баку пришлось дезавуировать заявление Мамедова, а поднявшаяся информационная волна представила Азербайджан в очень невыгодном свете.
Согласно эксперту, в этом контексте запросы об экстрадиции лиц, посещавших НКР, несмотря на всю заманчивость, казались достаточно бесперспективными. Сам факт удовлетворения такого запроса создавал бы крайне негативные юридические последствия. Во-первых, как подчеркивает политолог, неизбежна высокая степень избирательности преследования. Вряд ли Азербайджан способен отследить всех посещающих НКР, а также предоставить в те государства, гражданами которых являются путешественники, все необходимые документы, особенно бесспорные доказательства.
«Во-вторых, возникает опасность преследования политических и государственных лиц. Где гарантия, что затем Азербайджан не потребует от Турции арестовать и выдать депутата Государственной Думы РФ или немецкого бундестага? Или не потребует того же от Беларуси, ссылаясь на прецедент? Каковы будут последующие отношения с тем государством, гражданин которого будет выдан фактически на расправу азербайджанским властям? А если подобные запросы станут касаться и граждан Армении, то под ударом окажутся десятки, если не сотни тысяч людей», – отмечает Филиппов.
По факту это немедленно приведет к тому, что большинство стран значительно усложнят процедуру реагирования на запросы об экстрадиции, поступающие из Баку. В выигрыше окажется реальный криминалитет, в проигрыше – юридическая система Азербайджана. В этой связи, как пишет эксперт, какой бы заманчивой не была идея наказать кого-либо за посещения НКР в то время, как этот человек находится за пределами Азербайджана, реализация упиралась в наличие страны, согласной пойти на риски и скандалы, связанные с такой экстрадицией.
«В декабре 2016 года такая страна нашлась. Ей стала Республика Беларусь. Возникает вопрос, что двигает белорусскими властями? Конечно, обращает на себя внимание тот факт, что задержание А. Лапшина произошло почти сразу же после визита Александра Лукашенко в Баку (28-30 ноября 2016). В ходе визита белорусский лидер был награжден орденом Гейдара Алиева, который тот обещал “отработать”», - подчеркивает политолог.
Panorama.am