По неофициальной информации ресурса EUobserver Евросоюз планирует продолжать неуклонное расширение. Через месяц, 14 февраля, Еврокомиссия должна утвердить некий документ, определяющий это расширение в юго-восточном направлении до 2025 года.
Итак, согласно проекту документа по стратегии Европейской комиссии на Западных Балканах, Евросоюз намерен к 2025 году присоединить к себе Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию и Косово.
При этом ЕС не отказался от надежд на дальнейшую интеграцию стран-участниц программы "Восточное партнерство". В частности, в ЕС питают надежду, что "восточноевропейские партнеры", в том числе Украина, Грузия и Молдова смогут присоединиться к блоку. ЕС рассчитывает также на возможное членство Армении, Азербайджана и Белоруссии.
А в принципе, как отмечается в статье, основными кандидатами на прием считаются Сербия и Черногория. И, видимо, именно Белград с Подгорицей имеют наибольшие шансы оказаться в ЕС до 2025 года, и переговоры по их вступлению уже идут, а Черногория выбрала национальной валютой евро. "Уж замуж невтерпеж", как говорится.
Однако – здравствуйте. Документ и намерения – документами и намерениями, а вот проблем с этими возможными членствами куча. Во-первых, Сербия не признает государственность Косово, а кроме Сербии так же себя ведут еще пять стран, уже являющихся членами ЕС. Это первая проблема, решения которой в скором будущем вряд ли стоит ожидать.
Остальные вопросы на этом фоне кажутся не столь безнадежными. Это определенные территориальные и исторические споры между странами-соседями из упомянутого списка, и даже уже вступившие в Евросоюз Хорватия и Словения пока не могут окончательно договориться по разграничению своих территориальных вод. Что уж говорить о Боснии, которая, хоть и имеет федеративное устройство, не решила еще всех вопросов с той же Сербией.
Немало головной боли может доставить и деликатная недосказанность между Грецией и Македонией – греки не согласны с названием соседней страны, поскольку оно повторяет название греческой области. Именно поэтому страна носит такое витиеватое и, на первый взгляд, странное название "Бывшая югославская Республика Македония". Однако похоже, что и эта проблема может быть при желании безболезненно разрешена.
В 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте Греция воспрепятствовала приглашению Македонии в НАТО, ссылаясь на проблему с наименованием государства. На это Македония ответила иском в Международный суд в Гааге, но на экономическом уровне спор не оказывает никакого влияния на отношения между странами: греческие компании инвестируют в македонскую экономику больше средств, чем в любую другую страну, они – главные инвесторы Македонии.
Таким образом, спор существует практически исключительно в политических реалиях. Сегодняшняя компромиссная позиция предлагает название Верхняя или Северная Македония, чтобы обозначить несовпадение независимой республики от исторически греческой Македонии.
Расширение ЕС на юго-восток упирается и в проблему Турции, шансы которой влиться в "евросемью" тают сейчас буквально день ото дня, и все новые европейские "тяжеловесы" прямо заявляют о невозможности вступления Турции в ЕС. Последней недавно объявила об этом Австрия, и очевидно, что, как минимум, при Эрдогане тенденция отдаления Турции от Европы продолжится.
И, наконец, что касается робких намеков по поводу Армении, Беларуси и Азербайджана. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть нереальность того, что эти страны окажутся в ЕС, во всяком случае — в обозримом будущем. Ну, разве что Евросоюз станет принимать членов ЕАЭС.
Но даже в этом случае никуда не денется нерешаемый на сегодняшний момент конфликт Карабаха с Азербайджаном. Ведь для вступления в ЕС нужно найти такой вариант решения проблемы, который бы устроил все прямо и косвенно заинтересованные стороны.
А они, эти стороны, пока очень далеки от какого-либо согласия вообще.
Рубен Гюльмисарян, Sputnik