О некоторых аспектах сотрудничества с ЕС, а также о проблемах, связанных с ядерными отходами, особенно в свете перспектив появления на рынке модульных станций, корреспонденту "ГА" рассказал советник генерального директора Армянской АЭС Арег Галстян.
Как известно, в настоящее время на Армянской атомной станции, на средства кредита, предоставленного Россией, осуществляются работы по продлению сроков эксплуатации (ПСЭ) второго блока до 2027 года. Вместе с этим Евросоюз уже долгие годы ставит перед нашей страной вопрос выведения ААЭС из эксплуатации. Не случайно, что и в Соглашении о всестороннем и расширенном партнерстве между Арменией и Европейским Союзом есть раздел, посвященный вопросам атомной энергетики.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕС, А ТАКЖЕ О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ЯДЕРНЫМИ ОТХОДАМИ, особенно в свете перспектив появления на рынке модульных станций, корреспонденту "ГА" рассказал советник генерального директора Армянской АЭС Арег ГАЛСТЯН.
- Евросоюз всегда ставил перед Арменией вопрос о том, что российские ядерные технологии того поколения, которые используются на нашей атомной станции, с их позиций не полностью удовлетворяют требованиям по безопасности. Потому мы, естественно, в первую очередь ставим во главу угла вопросы безопасности и очень скрупулезно и тщательно работаем со всеми нашими партнерами, в том числе с МАГАТЭ. Армения сама взяла на себя большую нагрузку по осуществлению дополнительных мероприятий. Не случайно во время работ по ПСЭ увеличится не только эксплуатационный срок, но и проектная безопасность станции. Но и до этого уже была проделана огромная работа, в том числе при технической и финансовой поддержке Евросоюза, США, России, Чехии, Словакии и еще ряда стран, которые нам помогали повысить уровень безопасности блока.
Сейчас работа в этом направлении продолжается, и мы специально провели стресс-тест не своими силами, а попросили Евросоюз привлечь европейские компании для его проведения. После этого нам был выставлен перечень мероприятий, которые мы должны выполнить. Чем сейчас и занимаемся. Это тоже дополнительная нагрузка на нас, в том числе финансовая.
С Евросоюзом будет разработана дорожная карта и по второму блоку АЭС. По первому мы уже приняли решение о ее выводе из эксплуатации и по демонтажу в свое время. Но весь процесс займет десятилетия, ведь если по оборудованию турбинного острова мы можем начать демонтаж сразу же, то ядерного острова - лишь через какое-то время. По второму блоку мы тоже придем с ЕС к общему знаменателю, но эта работа нам еще предстоит.
ЧТО КАСАЕТСЯ ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ - ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ и радиоактивных веществ, дальнейшее использование которых не предусматривается, то пока ни одна страна не принимает их. В то же время отработавшее ядерное топливо вывозится по коммерческим договорам. Сейчас в мире обсуждается вопрос разрешения вывоза и отходов в те страны, где есть, скажем так, заброшенные территории. Естественно, за определенную плату.
Все эти дискуссии идут под эгидой МАГАТЭ, но, возможно, в скором будущем проблема резко актуализируется. Дело в том, что с каждым годом все больше и больше стран хотят развивать у себя ядерную энергетику, и как только появятся годные для эксплуатации так называемые модульные реакторы средней и малой мощности, произойдет резкое увеличение числа стран, имеющих атомные реакторы. И тогда правильнее будет решать проблему ядерных отходов уже централизованно.
Карен Арзуманян, "Голос Армении"