Консенсус под давлением
Соглашение с Гагиком Царукяном, заявление 18 депутатов о целесообразности проведения внеочередных выборов в декабре и, наконец, заявление фракции РПА о том, что она не планировала и не планирует выставить кандидата на пост премьера, создало благоприятную почву для завершения политических переговоров с участием премьер-министра, первого вице-премьера и президента. Переговоры призваны были создать иллюзию цивилизованного процесса, однако не следует забывать, что им предшествовала осада парламента 2 октября.
В ТОТ ДЕНЬ ПАШИНЯН ПРИНУЖДАЛ ФРАКЦИИ ПОДПИСАТЬ МЕМОРАНДУМ об отказе от выдвижения своих кандидатов на пост премьера и проведении досрочных выборов в декабре. В итоге под натиском толпы рухнул парламент - последний бастион "контрреволюции", после чего власть приступила к имитации переговоров, дабы придать грубому давлению на депкорпус вид цивилизованного процесса.
После переговоров Арарата Мирзояна с представителями фракции РПА СМИ стало известно, что первый вице-премьер спрашивал у депутатов, на каком поприще они видят себя в обозримой перспективе? Ответы были разные, однако мы воздержимся от определения "крысиные бега" со ссылкой на высказывание зампредседателя РПА Армена Ашотяна о том, что на депутатов было оказано давление. Засим последовало заявление Пашиняна о готовности использовать профессиональные возможности всех вне зависимости от партийной принадлежности. Если слова премьера кого-то обнадежили, то … блажен, кто верует!
О том, что Пашинян нарушил устные договоренности, достигнутые до утверждения парламентом программы его правительства, напомнила в своем заявлении АРФ "Дашнакцутюн". Тогда премьер говорил с высокой трибуны парламента о реформе Избирательного кодекса, сокращении полномочий суперпремьера путем изменений в Конституции и о равных условиях для партий при подготовке к досрочным выборам. Премьер сказал, что его партии выгодно провести выборы прямо сейчас (дело было в мае), но он решил дать возможность всем политическим силам должным образом подготовиться.
АРФ "Дашнакцутюн" согласилась примкнуть к консенсусу, хотя и указала в своем заявлении, что проведение выборов в декабре выгодно только партии "Гражданский договор". РПА тоже считает, что декабрь не лучшее время для проведения выборов, но при этом, повторюсь, не выставит своего кандидата на пост премьера после отставки Пашиняна. В ходе переговоров с представителями фракций за кадром остался главный вопрос: целесообразны ли досрочные выборы с точки зрения интересов государства?
Мотивация
Никто не верит сказкам об иностранных инвесторах, которые ждут не дождутся досрочных выборов, чтобы вложить деньги в армянскую экономику. О содержании переговоров премьера с Царукяном и представителями других политических сил известно мало. Есть сомнения, что под видом переговоров имели место торги и Царукян пытался вытребовать кое-что в обмен на поддержку.
ПУБЛИЧНО ДОГОВОРИЛИСЬ О СРОКАХ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ и соблюдении политкорректности в ходе агитации. О том, во имя каких высоких целей премьер решил форсировать сроки кампании (если, конечно, досрочные выборы не самоцель), до сих пор не сказано ни слова. Каковы те совместные цели и задачи, вокруг которых состоялся консенсус политических сил? Речь не о том, сколько мандатов получит в новом парламенте та или иная сила, а о том, что выиграет государство. Увы, речь шла обо всем, кроме содержания политических процессов после полной и окончательной победы революции, которую призваны закрепить де-юре предстоящие выборы.
На данном этапе партии заинтересованы только в том, чтобы ни в коем случае не оказаться в лагере противников премьера: ярлык контрреволюции станет для любой политической силы чем-то вроде волчьего билета. По этой причине никто даже словом не обмолвился о том, что нынешний консенсус стал следствием выкручивания рук. 2 октября Пашинян привел своих сторонников к стенам парламента, а сам пошел на переговоры, в ходе которых принуждал фракции подписать меморандум. Революционно настроенные издания охарактеризовали поступок премьера как "мягкое давление", что, конечно же, грубая ложь, ибо на деле имели место осада парламента и выкручивание рук со ссылкой на волю народа.
О том, что в парламентской республике партии оказались под прессом премьер-министра и его команды, сегодня мало кто говорит. Все твердят о готовности быть рядом с премьером и содействовать делу окончательной победы революции. Громче всех об этом кричат партии, для которых хождение на досрочные выборы в декабре сродни политическому самоубийству.
Что до истинной мотивации, то лишь немногие осмелились заявить, что премьер форсирует сроки выборов из опасения, что после зимних холодов и новогодних расходов рейтинг партии "Гражданский договор" в глазах населения резко упадет. Когда "холодильник возьмет верх над телевизором", люди поймут, что в активе новой власти, кроме лозунгов, нет ничего. В противном случае команде премьера было бы выгодно провести выборы в мае-июне, чтобы за это время укрепить доверие населения достижениями в сфере экономики. Увы, истекшие 5 месяцев показали, что достижений нет и до лета ситуация вряд ли изменится, а потому решили провести выборы в декабре.
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ВОПЛОТИЛО НИ ОДНОГО ИЗ ЛОЗУНГОВ НОВОЙ ВЛАСТИ: инвестициями не пахнет, экономика сдает назад, цены растут... Пашинян решил форсировать сроки выборов, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Парламент, который назначил его на пост премьера, вовсе не был помехой для позитивных реформ: депкорпус послушно голосовал за все инициативы правительства. Ничто не мешало команде Пашиняна за 5 месяцев оживить экономику, сделать шаг в решении социальных проблем населения, создать условия для открытия новых высокооплачиваемых рабочих мест. Пашинян приблизил сроки, потому что дополнительные полгода окончательно выявили бы недееспособность его команды в деле управления государством…
Пашинян объявил, что досрочные выборы положат конец политическому кризису. Да, кризис есть, но он обусловлен не только и не столько тем, что парламент не отражает соотношения сил в обществе после революции (в мировой практике есть примеры эффективных правительств меньшинства), а тем, что власть не способна работать на результат. Именно поэтому за считанные дни до отставки Пашинян заговорил о необходимости профессиональных кадров в сфере управления. Только где их взять? Профессионалы не шагали из Гюмри до Еревана, не перекрывали улицы, не кричали: "Я тоже Никол!.."
Марина Мкртчян, "Голос Армении"