Турция утверждает, что ее не пугают угрозы президента США Дональда Трампа разорить экономику республики. Американский лидер пообещал дать экономический ответ Анкаре в том случае, если она решится на операцию против вооруженных курдских формирований на северо-востоке Сирии в условиях, когда США выводят оттуда свой воинский контингент. Впрочем, в турецкой экспертной среде говорят, что санкции против Турции и не нужны: экономика страны без того испытывает большие трудности.
«Никакие угрозы не смогут напугать Турцию, а экономические угрозы ни к чему не приведут», – заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, комментируя высказывания Трампа. Американский лидер пообещал Турции нанести экономический удар. «Мы разорим Турцию в том случае, если они (турки. – «НГ») атакуют курдов», – написал президент США в Twitter.
Он добавил, что курдские формирования, которые занимают северо-восток Сирии, не должны провоцировать силы, лояльные Турецкой Республике. Трамп обратил внимание на то, что необходимо создать буферную зону в 20 миль (примерно 32 км. – «НГ») между территорией Сирийского Курдистана и Турцией, которая активно начала говорить о новой операции на севере после решения Трампа вывести контингент США из Арабской Республики.
«Зона безопасности протяженностью в 32 км не является идеей США, – добавил шеф турецкой дипломатии, заочно отвечая американскому президенту. – Это было предложение нашего президента с самого начала проблемы в Сирии». В Анкаре заявления Трампа объясняют американской внутриполитической борьбой. Как отметил представитель президента Турции Ибрагим Калын, Анкара не изменит своей позиции по поводу вооруженных формирований сирийских курдов. «Турция ожидает, что США будут уважать наше стратегическое партнерство, и не хочет, чтобы оно было омрачено террористической пропагандой», – пояснил Калын, имея в виду под «террористами» курдские группировки. Он добавил: «Турция ведет борьбу не с курдами, а с террористами. Мы будем защищать от террористических угроз курдов и других сирийцев. Господин Трамп, террористы не могут быть вашими партнерами и союзниками».
«Главное, что необходимо понимать в сложившейся ситуации, это тот факт, что США фактически не нуждаются в специальных средствах и неких ресурсах для удара по турецкой экономике, – заявил «НГ» кандидат политических наук, турецкий политолог Керим Хас. – Финансово-экономическая система Турции уже испытывает серьезные трудности. Так, внешний долг Анкары составляет более 450 млрд долл., более половины этой суммы сконцентрировано в краткосрочных займах. Растет инфляция и безработица. К тому же турецкая лира не демонстрирует устойчивости по отношению к американской национальной валюте, периодически потрясая рынки своим падением. Ожидается также, что экономический кризис, который официальные власти не признают, по оценкам западных экономистов, примет L-образную форму, то есть обернется резким падением и длительной стагнацией. Экономические риски увеличиваются и из-за усложняющейся геополитической ситуации, в том числе в отношениях между Анкарой и Вашингтоном, проблемами урегулирования сирийского кризиса».
Эксперт обращает внимание на то, что турецкая экономика во многом зависит от внешних инвестиций. «Иностранные инвесторы существенно обеспокоены деградацией демократических ценностей в Турции, невозможностью защитить собственные капиталы и непредсказуемостью того, представится ли возможность отстоять свои права, ведь нынешняя судебно-правовая система страны, мягко говоря, вызывает много вопросов, – сказал Хас. – Для иностранных инвесторов сигналом является то, что крупнейшие турецкие корпорации уводят свои активы в другие юрисдикции, открыто выражая обеспокоенность внутриполитической ситуацией в стране. Также имеет место крупный отток квалифицированных кадров из различных сфер». Впрочем, как утверждает аналитик, если Вашингтон все же поставит цель нанести дополнительный ущерб турецкой экономике, то у него есть целый спектр мер.
«Усиление отторжения Анкары, в том числе и в качестве партнера по НАТО, безусловно, выльется в политически-экономическую напряженность, – полагает собеседник «НГ». – Такие «прямые эффекты» для турецкой экономики уже имели место, когда арест американского пастора Брансона привел к серьезному межгосударственному кризису. Не исключена вероятность того, что после местных выборов в стране, намеченных на март 2019 года, политическая элита Турции будет вынуждена обратиться за помощью в Международный валютный фонд для покрытия своих внешних задолженностей. Ввиду того, что последнее слово в этом вопросе, как известно, остается за Вашингтоном, велика вероятность, что будет получен отрицательный ответ». В этом случае, как утверждает Хас, Анкаре придется обращаться в финансовые структуры ЕС, но это тоже не гарантирует позитивного результата. Возможны санкции в военной и энергетической сферах, сказал эксперт.
Игорь Субботин, http://www.ng.ru/