Наиболее сильные разочарования "невиданными" достижениями кабинета Пашиняна за ушедший год лежат в сфере сельского хозяйства. Как сам премьер, так и министр экономики Тигран Хачатрян время от времени вбрасывают в оборот фрагментарные данные об увеличении производства либо экспорта отдельных видов аграрной и агроперерабатывающей продукции (огурцы, клубника, фруктовые вина). Однако и тот и другой старательно обходят минусовые показатели общего объема валовой продукции сельского хозяйства на протяжении всего 2019 года, которые публикуются Статкомитетом с квартальной периодичностью.
ТАК, ПО ИТОГАМ 1-го полугодия этот показатель находился в поле минусовых значений (92,6%), продолжив свое падение и по итогам 3 кварталов (95,2%). Годовые показатели будут обнародованы только в 20-х числах января наступившего года, однако вряд ли они выбьются хотя бы в небольшой плюс. Между тем одним из первых значимых шагов нового правительства стало формирование новой структуры кабинета, в результате чего вместо 17 министерств было образовано 12. Целью этой революционной новации являлось повышение эффективности правительства, но на деле "малое" правительство оказалось столь же неповоротливым и неэффективным, как и прежнее, "большое". Премьер Пашинян сам признал это, заявив на одном из последних прошлогодних заседаний кабинета буквально следующее: "Имеем большие министерства с многочисленными незанятыми людьми, которых волнует одно: когда наступит час, чтобы пойти домой. Государственную систему (управления. - Ред.) сегодня толкаем, чтобы решили проблему".
Оптимизация структуры правительства Армении наиболее сильно критиковалась именно в части упразднения Минсельхоза и передачи его функций Министерству экономики. Так, по мнению председателя ОО "Аграрно-крестьянский союз Армении" Грачья Берберяна, первым ударом по сельскому хозяйству стало закрытие Минсельхоза". При этом эксперт заметил, что падение в этой сфере в 2019 году, по их оценке, вдвое превышает официальные данные. "Армения была той страной, которая 4 года назад экспортировала 56 тонн картофеля, а в этом (2019 г. - А.А.) начали импортировать его из Беларуси, каких-то других стран", - с горечью заметил Берберян, усматривая в этом умысел разрушения национального хозяйства.
На сегодня основные специализированные структурные подразделения Минэкономики включают 14 управлений, причем многие из них до сих пор полностью не укомплектованы - в частности, 5 управлений не имеют начальников. Сельское хозяйство вошло в состав Минэкономики 6-ю управлениями: первичной продукции с/х; продовольственной безопасности и развития агропереработки; разработки с/х программ, использования ресурсов и развития кооперации; реализации с/х программ; агроконсультирования, инноваций и мониторинга; безопасности пищевых продуктов.
ИЗ ЭТИХ сельхозуправлений два опять же обезглавлены, то есть не имеют начальников, еще двумя руководят и.о., причем последние - это как раз важнейшие подразделения по разработке и реализации программ. А вовсе не имеют руководителей управления по безопасности пищевых продуктов и по агроконсультированию, инновациям и мониторингу. В подобных условиях, согласитесь, трудно ожидать эффективной деятельности, скажем так, аграрной составляющей Министерства экономики.
В канун нового года и.о. начальника управления по разработке сельскохозяйственных программ, использованию ресурсов и развитию кооперации Минэкономики РА Ира Паносян представила стратегию развития аграрной сферы на 2020-2022 годы, заявив, что результаты реформ будут ощутимы в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Однако понятно, что в условиях перманентного падения аграрного производства и наращивания импорта в страну элементарной аграрной продукции из других государств говорить о результативности реформ по крайней мере наивно.
В Армению долгие годы завозились сотни и тысячи голов скота с целью развития скотоводства, в больших количествах выдавались сельскохозяйственные кредиты на основание интенсивных садов, внедрение модернизированных систем орошения и противоградовых систем, лизинговые программы по приобретению сельхозтехники и т.д., то есть государство оказывало отрасли всемерную поддержку. Поэтому трудно усмотреть в нынешних декларациях и обещаниях ответственных чиновников какие-то свежие, прорывные идеи, способные поднять и поставить на устойчивые рельсы развития сельское хозяйство страны. Тем более что, как отмечалось выше, основные подразделения Минэкономики недоукомплектованы специалистами, а имеющиеся, по утверждению "народного премьера", только и заняты тем, что посматривают на стрелки часов.
Под занавес уходящего года курирующий сферу сельского хозяйства замминистра экономики Артак Камалян провел встречу с руководителями подразделений министерства с целью обобщения текущих результатов реализуемых в сельском хозяйстве программ и обсуждения предусмотренных на 2020 год новых инициатив. Среди стартовавших в 2019 году программ господдержки, призванных стимулировать развитие аграрной сферы, замминистра особо выделил такие инициативы, как развитие овцеводства и козоводства (программа на 2019-2023 гг.), а также КРС, то есть крупного рогатого скота (2019-2024 гг.), строительство малых и средних "умных" животноводческих ферм, внедрение малых и средних тепличных хозяйств.
Но все это опять же не новые инициативы, а продолжение старых. Исключением разве что можно назвать идею смарт-сараев для скота, хотя ее уже успел раскритиковать упоминавшийся Грачья Берберян, заметивший, что такие "умные" сараи пригодны лишь для климатических условий Африки, но отнюдь не Армении. Не совсем понятно также, каким образом поможет развитию животноводства намечающаяся в Армении программа переписи и учета КРС. Создание точной информационной базы учета и перемещения скота, безусловно, важно само по себе (хотя бы с точки зрения контроля над санитарно-эпидемиологической ситуацией), но количество голов в стране эта инициатива не увеличит.
Ашот Арамян, "Голос Армении"