Новость об авиаударе американских ВВС, в результате которого был убит иранский генерал Касем Сулеймани, стала поводом для десятков, если не сотен саркастических постов азербайджанских пользователей соцсетей, в том числе чиновников разного калибра и провластных СМИ. Это наглядное подтверждение того, что, несмотря на заверения, что азербайджанцы и граждане Ирана являются братьями, азербаиджано-иранские отношения остаются одними из самых сложных в регионе.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ БАКУ постарался занять осторожную позицию, и лишь глава МИД Эльмар Мамедъяров выразил дежурные соболезнования коллеге из Ирана Мохаммаду Джаваду Зарифу, хотя географическое, цивилизационное и конфессиональное тождество предполагало совершенно иную реакцию. Однако стало ясно, что алиевская власть не упустит шанс угодить американо-израильскому тандему. В Азербайджане, очевидно, надеются, что гибель одного из самых влиятельных людей в Иране и на всем Ближнем Востоке ослабит иранские военные и разведывательные силы хотя бы в краткосрочной перспективе, а доминирование Ирана в регионе будет значительно снижено.
Такая парадигма, конечно же, строится в соответствии с интересами Азербайджана. Ведь сильный Иран ломает тюркскую агрессивную экспансию, тюрко-азербайджанскую идейную платформу, и риторика азербайджанских СМИ в целом определяется этими факторами.
Пока представители шиитских исламских групп и талышенаселенные районы Азербайджана скорбели по генералу, азербайджанские СМИ по команде сверху развернули кампанию по очернению личности Сулеймани. "Эксперт" Назакет Мамедова, обращаясь к тем, кто оплакивает Сулеймани, спрашивает на своей странице в facebook: "Нечего оплакивать убитого в борьбе за восстановление Персидской империи. Разве Сулеймани стал шехидом в Карабахе? Если Азербайджан начнет войну, то первой страной, которая окажет помощь Армении и ударит нам в спину, будет Иран".
Звучат и более агрессивные лозунги. Некий Мехман Атасой призывает: "Кто уверен, что Касим Сулеймани - шехид, каждого в отдельности должны вызвать в СГБ, провести беседу и взять под особый контроль. Для нас, азербайджанцев, он не отличается от армянских генералов, траур по врагу - измена родине". Примечательно, что азербайджанцы злорадствуют, комментируя фотографии траурной церемонии хихикающими смайликами.
ОБСЛУГА БАКИНСКИХ ВЛАСТЕЙ усердно обвиняет Сулеймани чуть ли не во всех бедах своей страны: и в террористическом мятеже в Азербайджане летом 2018 года, и в покушении на главу ИВ Гянджи Эльмара Велиева, и в убийстве двоих офицеров полиции. Подобные высказывания лишний раз подтверждают, что алиевская власть рассматривает антииранскую риторику как еще один скреп азербайджанского общества и не упускает подвернувшийся повод для нагнетания ненависти, щедро поливая черной краской образ, по сути, второго человека в Иране.
Нужных людей, которые подписали бы нужное "заключение" по Сулеймани, азерпропу долго искать не пришлось. Глава Центральной партии Азербайджана в Иране Салех Камран заявил, что убийство Сулеймани высоко оценивается национальными деятелями, поскольку он был на передовой терроризма и беспорядков в регионе. А Эльяр Макуи, член движения "Национальное пробуждение Южного Азербайджана" в Турции, заявил, что смерть Касема Сулеймани еще больше ослабит иранское руководство, которое уже и без того сильно ослаблено. Упорно отмалчивается только глава Управления мусульман Кавказа, шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, и это при условии, что Сулеймани был знаковой фигурой шиитского мира. Все это наводит на мысль, что в Баку рассматривают Иран в качестве врага и угрозы, а статьи о жестокости и коварстве командира "Кодс" - своего рода лакмусовая бумажка.
ОДНАКО ДЛЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ненависти не хватало главной фишки: связей Сулеймани с "армянскими террористами". Одноразовые пропагандисты стали рассказывать дешевые небылицы, якобы спецподразделение "Кодс" в составе КСИР занималось и занимается "акциями" за пределами Ирана прежде всего с помощью ливанской "Хезболлах", которая тесно сотрудничает с армянскими террористами, в том числе с АСАЛА.
Сулеймани обвинили еще и в развертывании программы сотрудничества Ирана и Армении в военной и разведывательной сфере, в снабжении армян оружием, дескать, он в годы Карабахской войны даже засветился на двух направлениях фронта - в Мартакерте и Агдаме. Вот фрагмент интервью бывшего командующего внутренними войсками Азербайджана, ныне проживающего на Украине Фахмина Гаджиева: "В 90-х годах Касем Сулеймани проявлял особый интерес к Азербайджану и пытался донести разведданные до армянской стороны из разных участков военных действий. В Агдам-Агдаринском районе два его агента были оперативно обнаружены и переданы Министерству национальной безопасности. Это к сведению тем, кто в эти дни проливает слезы из-за Касема".
Но геббельсовская контора Алиева этим не ограничилась и, чтобы ненависть звучала масштабнее и мощнее, самозабвенно вещает о дружбе Сулеймани с Монте Мелконяном, ссылаясь на несуществующее фото. Это, конечно же, несусветная чушь, а пропагандистскую кампанию против памяти Сулеймани в Иране, несомненно, учитывают. Иран знает цену своим собственным обидам.
Владимир Манукян, "Голос Армении"