За последнее время Статистический комитет Армении (Армстат) опубликовал два доклада – "Индекс потребительских цен в РА в январе-декабре 2019 года" и "Социальная картина и бедность в РА". Обратимся к некоторым значимым моментам этих официальных документов…
.
ИТАК, В 2018 ГОДУ ОБЩЕЕ количество бедняков в стране составило около 700 тысяч человек, из которых 315 тысяч – умеренно и крайне бедные. За предыдущие 10 лет уровень крайней бедности удалось снизить до 1% (в 2008 году – 1,6%), а общий уровень бедности – до 23,5% (в 2008 году – 27,6%). Любопытно, что количество опрошенных, которые сами себя считают крайне бедными (субъективный фактор), практически совпадает с объективной оценкой домохозяйств по объемам потребления, а вот количество тех, кто себя считает "просто" бедняком, сильно уступает объективным данным – соответственно 9,4% напротив отмеченных выше 23,5%.
Как бы то ни было, почти четверть населения Армении угнетена бедностью и, как говорится, против этого непреложного факта не попрешь. Причем, понятно, что бедность особенно зверствует не в столице и даже не в больших и малых городах страны, а именно в сельской местности. И с этой точки зрения очень важное значение имеет нынешний уровень цен на продукты питания, которые в Статкомитете сравнили с 2018 годом.
Прежде заметим, что установившаяся в Армении в середине 2018 года новая власть на протяжении всего прошлого года так и не смогла обеспечить даже самый скромный прирост валовой продукции сельского хозяйства в отношении предыдущего года. Иными словами говоря, в 2019 году в стране было произведено значительно меньше аграрной продукции, нежели в 2018-ом. Отдельные успехи по части производства и экспорта некоторых конкретных видов сельхозпродукции, о которых любят поговорить ответственные за экономику должностные лица и, в первую очередь, сам премьер Пашинян, не способны затмить тот тревожный факт, что аграрной продукции в Армении производится все меньше и, соответственно, в страну завозится все больше элементарных продуктов, что по идее нонсенс и вовсе не свидетельство мудрой государственной политики в сфере сельского хозяйства.
НО ПРЕЖДЕ О ЦЕНАХ НА ИМПОРТНЫЕ фрукты и, прежде всего, на "революционный" банан, инфляция которого активно использовалась командой Никола Пашиняна для очернения прежнего правительства. Итак, годом ранее мы покупали дешевле: бананы (на 9,2%), хурму и королек (на 2,2%), апельсины (на 12,7%), мандарины (на 14,6%), а лимоны на целых 27,8%! Повторимся, что все эти фрукты в основном привозные, в нашей стране не выращиваются, а потому судить по ним о состоянии национальной аграрной отрасли нельзя.
Другое дело рост цен на местные пищепродукты и неалкогольные напитки, инфляция на которые в январе-декабре 2019 года в отношении того же периода предыдущего года составила почти 2%., а по сравнению с 2015 годом индекс потребительских цен (ИПЦ) "потяжелел" на 104,8%.
Еще хуже ситуация с овощами, цены на которые в годовом разрезе поднялись почти на 6% (декабрь 2019 к декабрю 2018), а по сравнению с ноябрем 2019 года – на все 20%! И это тем более печально, что в этой товарной группе по идее должно доминировать местное производство, которое собственно и призвано при массовом производстве сдерживать цены. Ничего такого, между тем, не происходит, причем цены взлетают даже на фоне массового завоза в страну продуктов питания зарубежного производства.
Так, годом ранее дешевле были: зеленый лук (на 58,2%), пучок смешанной зелени (на 44,2%), помидоры (на 11,1%), баклажаны (на 5,3%), морковь (почти на 27%), свекла (на 17,3%), лук репчатый (на 6,6%) и т.д. Кстати, годом ранее мы по сравнению с декабрем 2019 года почти на 4% дешевле покупали также хлебобулочные изделия и крупы.
В декабре по сравнению с предыдущим месяцем прошлого года хуже всего с овощами было в г. Раздан, а в столице инфляция достигла почти 18%. Что же касается фруктов, то с ними больше всего не повезло гюмрийцам, а в столице их приходилось покупать на 4,3% дороже, чем годом ранее. Заметим, что овощи и фрукты занимают в потребительской корзине населения весьма значительный удельный вес в более чем 9%, поэтому влияние цен в этих товарных группах на общую инфляцию достаточно велико.
Ашот Арамян, "Голос Армении"