Шок от Карабахской войны неизбежно заставит Армению пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты, и развитие отношений с Китаем должно стать одним из ключевых компонентов этого процесса, Армении необходимо серьезно подумать о том, как сделать Китай ключевым партнером, сбалансировать свои отношения как с Россией, так и с Западом, считает эксперт Центра политических и экономических стратегических исследований, экономист Мгер Парванян. В своей статье "Развитие экономических отношений между Арменией и Китаем: реальный путь выхода из экономического кризиса в Армении" он, акцентируя членство Армении в Евразийском экономическом союзе и временное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном, приводит ряд шагов, способных увеличить объем армянского экспорта в Китай и привлечь в Армению китайские инвестиции.
В АРМЕНИИ СЛОЖИЛАСЬ СЛОЖНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, и многие эксперты говорят о надвигающемся кризисе. Пандемия COVID-19 нанесла тяжелый удар по экономике Армении, разрушив туристический сектор и другие отрасли, связанные с услугами. Закрытие государственных границ не позволило десяткам тысяч трудовых мигрантов выехать из Армении в Россию. Этот факт оказал дополнительное давление на рынок труда Армении и одновременно снизил приток иностранной валюты в Армению. Правительство приняло более 20 программ для борьбы с последствиями COVID-19 и поддержки бизнеса, однако многим из них не хватало четкости, и они не принесли ожидаемых результатов.
44-дневная война в Карабахе, закончившаяся капитуляцией Армении и Карабаха, стала еще одним тяжелым ударом по экономике Армении. Нет четкой оценки экономических последствий войны, но очевидно, что экономика Карабаха разрушена, в то время как значительные человеческие жертвы, тысячи раненых солдат, снижение уровня безопасности вдоль южных границ Армении и крах государственных институтов нанесут колоссальный ущерб и давление на экономику Армении.
Затяжной политический кризис и неуверенность в отношении даже краткосрочного будущего развития создают дополнительные проблемы для экономики, заставляя потенциальных инвесторов не рассматривать Армению как подходящее место для вложения денег. Скорее всего, в 2020 году ВВП Армении сократился на 8 процентов. Бюджет на 2021 год, утвержденный парламентом Армении в декабре, предусматривает рост ВВП на 3,2% в 2021 году, а Всемирный банк прогнозирует рост ВВП на 3,1%. Однако Международный валютный фонд с меньшим энтузиазмом прогнозирует рост ВВП в 2021 году – всего на 1%. Сразу после войны армянская валюта обесценилась на 8%, и этот процесс был остановлен только валютными интервенциями, осуществленными Центральным банком.
Однако Армения уже столкнулась со значительным ростом цен на импортные товары, включая сахар, подсолнечное масло, бензин и т. д. Повышение цен на электроэнергию, которое вступит в силу 1 февраля 2021 года, и повышение цен на природный газ в июле 2020-го для оптовых потребителей, такие как фабрики и теплицы, вызывают цепную реакцию инфляции в стране. Армения импортировала до 30% своей пшеницы из Нагорно-Карабахской Республики и вынуждена заменить это количество импортом из Украины или России, что приведет к дополнительному росту цен на пшеницу в 2021 году.
ОДНАКО КЛЮЧЕВЫМ НЕГАТИВНЫМ ФАКТОРОМ является политическая нестабильность и неопределенность. Многие независимые эксперты полагают, что если Армения не сможет преодолеть эти тенденции в первые месяцы 2021 года, в 2021 году в Армении может быть практически нулевой рост.
В нынешней кризисной ситуации Армении нужны как новые рынки для экспорта, так и новые источники крупных инвестиций. Китай подходит для обеих ролей. Однако, несмотря на затяжные обсуждения в руководстве Армении как до, так и после мая 2018 года о необходимости значительного расширения экономического сотрудничества с Китаем, ничего, кроме пустых разговоров, сделано не было. У Армении нет стратегии относительно того, как увеличить свой экспорт в Китай и как привлечь китайские инвестиции в Армению. В Армении наивно думают, что Китай это банкомат с безграничными наличными средствами, готовый дать деньги всем.
Между тем в экономическом сотрудничестве с Китаем Армения отстает и от Грузии, и от Азербайджана. Наши соседи присоединились к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, инициированному Китаем, который предоставил Азербайджану кредит в размере 600 миллионов долларов США для строительства газопровода TANAP и кредит в размере 114 миллионов долларов США Грузии для строительства участка магистрали Восток-Запад в Грузии. Азербайджан, наряду с Грузией и Турцией, продвигает проект "Средний коридор", предусматривающий создание нового маршрута Китай-Европа через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. Первый поезд с экспортными товарами по этому маршруту из Турции в Китай отправился из Стамбула 4 декабря 2020 года.
С 2017 года в Армении ведутся дискуссии о включении в Китайскую инициативу "Пояс и путь" мультимодального транспортного коридора "Персидский залив - Черное море", который должен соединять Иран с Европой через Армению, Грузию, Черное море, Болгарию и Грецию. Однако введение новых санкций США против Ирана в мае 2018 года и значительная задержка строительства новой автомагистрали в Армении, соединяющей армяно-грузинскую границу с армяно-иранской границей, фактически заморозили проект мультимодального транспортного коридора "Персидский залив - Черное море".
ШОК ОТ КАРАБАХСКОЙ ВОЙНЫ НЕИЗБЕЖНО ЗАСТАВИТ Армению пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты, и развитие отношений с Китаем должно стать одним из ключевых компонентов этого процесса. Армении необходимо серьезно подумать о том, как сделать Китай ключевым партнером, сбалансировать свои отношения как с Россией, так и с Западом. Отношения с Китаем должны иметь два ключевых измерения – экономическое и политическое. Армении необходимо изучить китайский рынок и разработать национальную стратегию "Экспорт в Китай", охватывающую различные секторы, – от сельского хозяйства до рынка мобильных приложений.
Государство должно вкладывать значительные ресурсы в поддержку экспорта армянской продукции в Китай. В настоящее время основная часть армянского экспорта в Китай это медная руда, и это положение необходимо изменить. Экспорт в Китай должен быть более разнообразным. Это также поможет Армении снизить негативное торговое сальдо. Между тем нашей стране следует приложить дополнительные усилия для привлечения китайских инвестиций в Армению, используя свое членство в Евразийском экономическом союзе и временное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном. Армения должна стать стартовой площадкой для серьезных китайских производителей с целью выхода в Евразийский экономический союз и на иранский рынок.
Однако надо учесть, что большая экономика основана на геополитике. На политическом фронте Армения должна принять меры для поддержки Китая в областях, значимых для Пекина, и в качестве минимального требования воздержаться от участия в проектах, которые Пекин считает враждебными. В этом контексте первым ощутимым сигналом, который Армения может направить Китаю, должно быть прекращение участия Армении в "Международном альянсе за свободу вероисповедания" или публичное заявление о том, что Армения не подпишет никаких деклараций или заявлений альянса, критикующих Китай. Такие шаги создадут благоприятное восприятие у руководства Китая в отношении Армении и создадут прочную основу для начала серьезных переговоров с Пекином по вопросам экономического, политического и оборонного сотрудничества.
Мгер ПАРВАНЯН, экономист, эксперт Центра политических и экономических стратегических исследований
"Голос Армении"