Без рудной промышленности и металлургии экономика Армении имела бы гораздо более проблемный вид, нежели имела и имеет сегодня. По-видимому, именно этим обстоятельством и продиктован интерес властей к этой системообразующей отрасли и отдельным ее предприятиям. Вспомним, как несколько дней назад экс-марзпет Сюника и член Совета директоров крупнейшего в стране Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) Ваге Акопян прямо обвинил правительство Пашиняна в постоянных кознях против комбината и препятствовании его деятельности.
ЦЕЛЬ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ ПОНЯТНА: ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ тем или иным образом прибрать жирный кусок экономики к своим рукам. Таким образом, заявленное с самого начала прихода к власти обещание воздерживаться от перераспределения собственности в своих корыстных экономических интересах оказалось не более, чем очередным блефом пораженцев…
Интерес властей к указанной сфере проявляется и иным образом. Так, на днях был опубликован 80-страничный документ Госкомиссии по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК РА) "Результаты проведенного в горнорудной сфере исследования" (январь 2018 – октябрь 2020 гг.). Особых открытий оно не содержит, но систематизирует последние данные о добывающей промышленности и металлургии Армении.
Итак, на учете в госбалансе страны состоит 871 месторождение, из которых только 43 – металлические, остальные – неметаллические и водные. По положению на 1 октября 2020 года, выданы 373 разрешения на добычу полезных ископаемых, из которых только 25 – металлические. Кстати, запасов неметаллических месторождений даже при интенсивной эксплуатации хватит на века, чего не скажешь о металлических рудниках. Но несмотря на то, что количество разрешений на эксплуатацию неметаллических месторождений превышает таковые по металлическим рудникам в 15 раз, экономическая значимость последних гораздо выше, поскольку при меньших объемах продукции больше их стоимость.
Согласно данным Armstat за 2019 год, объем продукции отрасли составил в денежном выражении 356,3 млрд драмов, или 2,8% ВВП Армении. В общем объеме экспорта доля горнорудной отрасли составила 53,6%. Только в секторе металлических рудников работают 9851 человек, что составляет 1,65% от числа всех занятых в стране.
МЕДЬ, МОЛИБДЕН, ЦИНК И ЗОЛОТО – вот основные статьи производства и экспорта металлов в Армении. Медь – на 1-м месте с точки зрения экономической значимости для нашей экономики. Экспортируется, причем от года к году все больше, в виде концентратов (в 2019 году – 69% всего экспорта, или на $1 млрд 224 млн) и в небольших объемах – в виде черновой (нерафинированной) меди и лома/отходов.
В Армении находятся свыше 6% всех мировых запасов молибдена. Из 6 месторождений, содержащих этот металл, в последние годы эксплуатируются 3 (Каджаран, Агарак и Техут). Экспортируется в виде концентратов, ферромолибдена (сплав молибдена и железа: самый дешевый вид продукции, получаемый из концентратов) и лома/отходов (в последние годы не экспортировались). Тем не менее, получение из концентрата ферромолибдена – это следующий шаг на пути более глубокой переработки сырья, имеющий отношение уже к металлургии. Этим занимаются находящиеся в Ереване аффилированное с ЗММК ОАО "Завод чистого железа" и на 100% принадлежащее ЗММК ООО "Армениан молибден продакшн" (Эй-Эм-Пи). ЗАО "Агаракский медно-молибденовый комбинат" производит и экспортирует только молибденовый концентрат.
Цинковый концентрат производится компанией "Чаарат Капан" (Капанский ГОК).
Крупнейшим производителем золота в Армении является компания "ГеоПроМайнинг Голд" (GPM Gold), эксплуатирующая Сотский золоторудник, причем в Швейцарию отсюда отправляют так называемый "сплав Доре" с содержанием золота и серебра. "Сплав Доре" - это также более глубокий передел золотоносного сырья, после которого всего один шаг до получения чистого золота. Кстати, все последние годы нам морочили голову (особенно экс-глава Центробанка РА Артур Джавадян), обещая запустить золото-аффинажный завод, который будет получать из "сплава Доре" чистое золото в виде стандартных банковских слитков, однако все так и осталось обещаниями. Теперь же, после того, как значительная часть Сотского рудника перешла к Азербайджану, этот проект и вовсе накрылся хризантемой.
Остальные компании (ООО "Меградзор Голд", ООО "Вайк Голд" и др.) производят только концентраты золота, хотя раньше первое по договору с GPM Gold доводило свою продукцию до "сплава Доре". Этот сплав намерена производить и компания "Лидиан Армения", однако правительство Пашиняна не в состоянии дать окончательный ответ по поводу целесообразности эксплуатации Амулсарского месторождения золотоносных кварцитов, хотя умудрилось израсходовать на международные оценки изрядную сумму из госказны. Надо сказать, большинство компаний, имеющих право на добычу золота, не обеспечивают стабильного производства из-за логистических сложностей, процесса модернизации, колебаний цен и судебных процессов.
ПРОСТО ПЕРЕЧИСЛИМ ОТМЕЧЕННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ГКЗЭК РА проблемы отрасли, которые давно известны. Итак, большой проблемой является выявление реальных собственников, стоящих за эксплуатацией того или иного месторождения. Другие проблемы связаны с обязательствами по закрытию рудника, разными единицами измерения продукции (одни компании делают это в тоннах, другие – в сухих метрических тоннах, третьи – в мокрых м/т), отсутствием длинных производственных цепочек (производство и экспорт чистых металлов, создающих новую добавленную стоимость), земельными отношениями и противоречиями с собственниками земельных участков, на которых располагаются месторождения. И наконец, многие рудники в последние годы не эксплуатируются, хотя выданное исключительное право на эксплуатацию того или иного рудника предполагает и обязательство перед государством – в виде годовых объемов погашения запасов.
Исследование ГКЗЭК Армении затрагивает и сферу неметаллических месторождений. Это и строительный камень, и заполнители бетона, и связывающие вещества, и сырье для цемента, и химическое сырье, и сырье для многоцелевого использования (травертин, полудрагоценные камни и самоцветы, базальт, туф, глина, бирюза, обсидиан, перлит, диатомит, перлитовый песок, андезит, мрамор, пемза и др.). Все это богатство использовалось по большей части на внутренние нужды, так как из-за полублокадного положения Армении экспорт этой продукции был неконкурентоспособным на мировом рынке. И кстати, поющим сегодня дифирамбы будущему разблокированию транспортных коммуникаций в регионе советуем обождать – хотя бы до отправки первой партии того же перлита в Россию…
…О неметаллических месторождениях Армении подробнее поговорим отдельно.
Ашот Арамян, "Голос Армении"