Итак, свершилось крайне позорное и подлое: Пашинян практически признал Арцах (Нагорный Карабах) частью Азербайджана. Тем самым он заложил разрушительную мину не только под будущее многовекового Арцаха, но и дальнейшую судьбу армянской государственности и всего армянского народа.
Трудно не согласиться с Константином Затулиным, утверждающим, что «после всего того, что случилось в зоне нагорно-карабахского конфликта, как в первую войну, как во вторую войну, так и между этими войнами, в экстазе надеяться на слияние между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе может только недоумок или человек, далекий от понимания всего произошедшего».
Те, кто сегодня говорит об интеграции Арцаха в диктаторский Азербайджан, где напрочь отсутствуют демократические нормы и царят средневековые нравы, элементарно не задумывается хотя бы над тем, против кого отправят воевать «интегрированного» в Азербайджан карабахского армянина? Да, конечно же, против своего соотечественника в Армении, которой бакинский режим отказывает в праве на существование, а все сегодняшние разговоры о мире и «мирном договоре» – всего лишь фикция, от лукавого, как говорится.
Однако арцахец не намерен становиться рабом, манкуртом или янычаром, как того хотел бы алиевский режим и, судя по всему, подыгрывающие последнему нынешние власти Армении. Арцахец, на протяжении столетий героически защищающий в неравных битвах себя, свою семью, свой очаг, честь и достоинство, не готов отказаться от своих вековых ценностей, национального и человеческого облика.
Судьба Нагорного Карабаха не может быть внутренним делом квазигосударства под названием Азербайджан. Арцах, существовавший за много веков до этого, всего лишь столетнего искусственного образования, созданного на турецких штыках, никогда не был частью независимого Азербайджана. Да и вообще, о какой интеграции, правах, безопасности и гарантиях может идти речь, когда бакинский геноцидальный режим уже шестой месяц душит Арцах в блокаде, цинично игнорируя даже обязательное для исполнения решение Международного Суда.
Обеспечение прав и безопасности народа Арцаха не может быть на деле осуществлено в обход права на самоопределение, которое является фундаментом для соблюдения остальных прав народа и человека. Статус же Арцаха уже определён всенародным волеизъявлением о самоопределении, референдумом от 10 декабря 1991 года, проведённым на основе действовавших тогда законов Советского Союза и фундаментальных документов международного права.
Действие, заявление или «документ», игнорирующие факт реализации народом Арцаха своего исконного права на самоопределение, неприемлемы и ничтожны для арцахца и каждого настоящего армянина.
Существование свободного Арцаха жизненно важно также для Республики Армения и всей армянской нации в силу исключительности значения древнего края в плане сохранения национальной идентичности, духовного наследия, боевого духа, обеспечения безопасности и восстановления исторической справедливости. А люди без роду и племени, манкурты и янычары во власти, желающие смерти многовековому христианскому краю, должны сгинуть с политической сцены и навсегда кануть в Лету истории.
Ашот Бегларян, писатель, публицист, Степанакерт