Правительство Пашиняна, стоило чуть ослабнуть благоприятным для экономики Армении внешним факторам, тут же столкнулось с невозможностью обеспечения заложенного в госбюджет на этот год (и соответственно принявшего форму закона) роста ВВП, как минимум, на 7%. Теперь минимумы быстро сползают все ниже. Об этом, в частности, свидетельствует опубликованная национальным Статкомитетом динамика этого показателя: 1-й квартал – 6,6%, 2-й квартал – 6,4%, 3-й квартал – 5,2%...
В СВОИХ ПРЕДЫДУЩИХ АНАЛОГИЧНЫХ ОБЗОРАХ НАМ УЖЕ ПРИХОДИЛОСЬ ОТМЕЧАТЬ, что чем ближе к концу года, тем все более заметным становится торможение армянской экономики, которая с каждым месяцем, так сказать, «оставляет за бортом» драгоценные проценты прежнего роста. Так, 25-го ноября национальный Статкомитет обнародовал свежий макроэкономический отчет за 10 месяцев, из которого видно, что отмеченная нами тревожная тенденция только усугубилась. По сути мы имеем дело с таким понятием, как ускорение торможения.
Судите сами: если в конце 1-го квартала мы говорили о темпах прироста показателя экономической активности на двузначном уровне в 13,2%, то, неизменно снижаясь от месяца к месяцу, перед последним кварталом он «похудел» до 8,7%, а за 10 месяцев – до 8,1%. Более того, в октябре по сравнению с сентябрем 2024 года рост экономической активности уже стал отрицательным – минус 4,6%.
О том же самом свидетельствует динамика промышленного производства, которое по итогам 1-го квартала этого года за счет темных манипуляций с золотом и ювелирными изделиями одномоментно прибавило невероятные 30,4%, но далее темпы постоянно снижались, опустившись по итогам 9-ти месяцев до 12,6%, а за 10 месяцев – до 11,7%.
Постепенно свои позиции сдают и неэкспортабельные отрасли, весь этот год поддерживавшие затухающую экономическую активность: торговля – прирост за 10 месяцев на уровне 18,8% (за 9 месяцев – 19,5%), строительство – 15,5% (15,9%) и в гораздо меньшей степени услуги – 5,8% (5,9%). Производство электроэнергии, хотя и приросло, но весьма скромно – всего на 2,8%. И все это на фоне крайне нежелательной для экономического развития нулевой инфляции. Армянская экономика начинает приобретать зримые черты стагнации.
Если же обратиться к внешнеторговому обороту, то надо сказать, что экспорт (на самом деле - по большей части реэкспорт золота) за 9 месяцев увеличился в 2,1 раза (тот же показатель был зарегистрирован за 8 месяцев), а за 10 месяцев темпы роста сползли к 195,1%, составив в денежном выражении $11 млрд 550,6 млн. Импорт вырос на 150,8% (за 9 месяцев - 154,2%), составив $14 млрд 681,4 млн.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, то есть превышение импорта над экспортом, продолжает оставаться весьма внушительным, достигнув по итогам 10-ти месяцев $3 млрд 130,8 млн. Для сравнения и уяснения направления, куда мы движемся, добавим, что за 9 месяцев внешнеторговый дефицит составлял только $2,5 млрд. Столь значительный отрицательный баланс внешней торговли демонстрирует серьезную зависимость нашей страны от импорта. Что бы там ни говорили о поддержке национального производства большие и малые начальники!
И еще одно. С июня текущего года реэкспорт драгоценных металлов перестал играть существенную роль в экономике Армении, а вклад чистого экспорта в экономический рост по итогам 1-го полугодия и вовсе стал отрицательным. На это указано в макроэкономическом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР) за октябрь.
Таким образом, из сказанного следует, что инспирированные благоприятной внешней конъюнктурой высокие экономические показатели Армении означают ситуативный, во многом манипулятивный рост, но вовсе не реальное качественное развитие национальной экономики и, в частности, промышленной индустрии на собственной базе. Укрепляющийся от месяца к месяцу тренд на торможение экономики – красноречивое тому подтверждение.
Ашот Арамян, "Голос Армении"