Министерство по чрезвычайным ситуациям Азербайджана, а также местные исполнительные власти не позволяют обеспечить прозрачность и общественный контроль расходования выделенных из государственного бюджета средств в зонах наводнения 2010 года и землетрясения 2012 года. Как передает сайт азербайджанской газеты «Зеркало», в связи с этим штаб гражданского общества «Кура» выступил с заявлением.
В заявлении напоминается, что после наводнений, вызванных паводками в реках Кура и Аракс весной 2010 года, прошло уже более 2 лет. За это время для ликвидации последствий наводнения из госбюджета было выделено более 460 млн. манатов (ок. 586 млн. долларов). Несмотря на то, что за счет этих средств в районах пострадавших от наводнения был построен ряд домов, социальных объектов, выданы компенсации пострадавшим, объем проделанных в этом направлении работ не адекватен выделенным финансам.
«Сотни людей жалуются на то, что не восстановлены их пострадавшие от бедствия дома, или им не дали нового жилья, что они не получили справедливой компенсации, что подвергаются дискриминации со стороны государственных структур», - отмечается в статье.
По словам автора, одной из самых больших проблем, связанных с разливом Куры и Аракса, является непредставление госструктурами Азербайджана какого-либо итогового, подробного отчета о расходовании выделенных более 586 млн. долларов и о проделанной работе в этом направлении. Но самой прискорбной является неопределенность судьбы 50 млн. манатов (63 млн. долл.), выделенных президентом Азербайджана 29 марта этого года. Вопреки принятому недавно Кабинетом министров постановлению, владельцам пострадавших от наводнения 1700 домов, без указания причин, была приостановлена выдача компенсаций, предназначенных для работ по восстановлению и укреплению домов.
«МЧС, несмотря на многократные обращения, не сообщает никакой информации об объеме средств, выделенных на постройку одного дома в районе паводков, о размере выдаваемой работникам заработной платы, о цене закупаемых для строительства материалов», - отмечает автор.
Как говорится в публикации, при расследованиях, проведенных штабом гражданского общества «Кура», было выявлено, что в районе загатальского землетрясения, который расположен далеко от Баку, и в котором не функционируют общественные объединения, допускаются гораздо большие и серьезные беззакония, чем при куринском наводнении. Было также выявлено, что люди, пострадавшие от землетрясения, брошены на произвол судьбы. Несмотря на наступающее похолодание, многие все еще живут в палатках, и нет никаких гарантий, что они не проведут в них и предстоящую зиму.
«Прискорбно, что к ликвидации последствий землетрясения привлечены те же компании, которые действуют в районе бедствий при разливах Куры и отличаются близостью к лицам, представленным в руководстве МЧС. Они оцениваются общественным мнением как непрозрачные и более коррумпированные структуры, включенные в этот процесс без проведения какого-либо тендера или конкурса», - отмечает автор.
В связи с этим Штаб гражданского общества «Кура» призывает соответствующие структуры и правительство Азербайджана представить общественности подробный отчет о расходовании более 460 млн. манатов (586 млн. долл.), выделенных в связи с ликвидацией последствий наводнения, и о проделанной в этой области работе; представить общественности информацию о работе, проделанной по ликвидации последствий землетрясения в Гах-Загатальском регионе, о компаниях, выполняющих эти работы, принятых постановлениях и отданных распоряжениях, о выделенных финансовых средствах, целях их расходования.
В статье также напоминается об уголовном деле Ильхама Амирасланова, активиста штаба гражданского общества «Кура», защищающего права пострадавших от наводнения в мае-июне 2010 года. Он был арестован 8 июня 2012г. по обвинению в хранении пистолета Макарова и патронов к нему. Амирасланов изначально заявлял, что оружие ему подбросили, а признание было сделано под пытками. Заседание суда длилось 3,5 часа, во время которого были отмечены многочисленные казусы в показаниях, свидетели запутались и противоречили друг другу.
Заседания отслеживали представители ОБСЕ, Хельсинкской гражданской ассамблеи, штаба гражданского общества «Кура», агентства «Туран», правозащитного интернет-портала Obyektiv TV. При этом суд нарушил право наблюдателей на ведение видеосъемки процесса. «Но самое главное, как отметил адвокат, оперативники грубо нарушили права Амирасланова, не составив протокол о задержании и обыске сразу же, после обнаружения оружия, и взяли показания не на месте, а позже, в здании полиции, и без участия адвоката»,- отмечает автор.
Panorama.am