До президентских выборов, которые пройдут 18 февраля 2013 года в Армении остается ровно 4 месяца, однако до сего дня ни один из возможных основных претендентов на пост главы государства, а таковых в республике всего два, еще не выступил с официальным заявлением о своих намерениях. Следует отметить, что подобная ситуация складывается в республике впервые. Учитывая ментальность того, что в Армении принято называть политической элитой, представляется, что подобная неопределенная ситуация стала возможной исключительно вследствие отсутствия договоренностей между ведущими политическими партиями Армении дружественных врагов в лице республиканцев и “Процветающей Армении”. Впрочем, по всей видимости, дело не только во внутриполитических армянских коллизиях, но и в противоречиях, существующих в отношении Армении извне…
В постсоветской республике сразу же после первых выборов президента независимой Армении в 1991 году сложилась славная традиция договариваться о том, кто станет следующим главой государства еще до выборов, которые лишь фиксировали договоренности представителей заинтересованных сторон. И сегодня очень похоже, что данная традиция подверглась некоторым корректировкам, слишком уж велик накал страстей, что позволяет усомниться в достижении окончательной договоренности между ППА и РПА. Следует отметить, что на всех предыдущих выборах парламента и президента республики стратегия искусственных противопоставлений различных партий, на деле являющихся единой властной командой полностью себя оправдывала, обеспечивая репродукцию режима на выборах всех возможных уровней.
Как результат, в армянском обществе произошла полная дезориентация, когда подавляющая часть электората сегодня не верит ни власти, ни “оппозиции”, предпочитая либо вообще не ходить на выборы, либо портить бюллетени, ставя “птички” против всех граф. И, несмотря на то, то власти предусмотрительно ликвидировали в бюллетенях графу “против всех”, наши люди и тут нашли выход и 54 тысячи бюллетеней, признанных недействительными на последних парламентских выборах 6 мая, стали лучшим подтверждением равнодушия испытываемой энной частью граждан, как к самим “выборам”, так и к власти с “оппозицией”. Мало кто обратил внимание на эту достаточно важную цифру, но 54 тысячи избирателей, фактически проголосовавшие “против всех”, вкупе с несколькими сотнями тысяч более “несознательных” граждан, вообще проигнорировавших выборы, стали лучшим показателем апатии порожденной недоверием общества к политическим силам Армении. Сегодня среднестатистический гражданин Армении не доверяет ни власти, ни оппозиции, ни выборам, ни судам. И ищут справедливости во всех вышеперечисленных инстанциях и выражают вотум доверия той или иной политической силе лишь очень отдаленные от сегодняшней реальности люди.
В этих условиях, на сегодняшний день розыгрыш мало кому понятного спектакля внутривластного противостояния между правящей Республиканской партии Армении и партией “Процветающая Армения” стал императивом. Правящая РПА в которой вокруг действующего президента Сержа Саргсяна собрались люди, контролирующие основную часть армянской экономики, которых принято называть олигархами, в некотором смысле очень смахивает на компартию СССР со всеми вытекающими из этого последствиями. Немного сложнее обстоят дела с ППА, номинально возглавляемой Гагиком Царукяном. “Процветающая Армения” была создана в 2006-м по инициативе тогда еще президента Роберта Кочаряна в качестве противовеса Сержу Саргсяну. Занимая при Кочаряне пост премьера, и являясь его безальтернативным преемником, Саргсян вызывал настоящую тревогу у Кочаряна относительно своего политического и главное финансового будущего. В этих условиях Кочаряном была создана ППА с целью сохранения власти хотя бы на уровне парламента. Однако, 12 мая 2007 года в день парламентских выборов в Армении люди, занимавшие высокие посты и являющиеся тем самым пресловутым административным ресурсом, повинуясь инстинкту самосохранения, в течение всего одного дня переметнулись на сторону республиканцев. Как результат ППА заняла в парламенте всего лишь второе место, на первом же прочно обосновались республиканцы. Ситуация не изменилась и сегодня свидетельством чего является нарастание градуса напряжения на политическом поле Армении. Таким образом, сегодня между РПА и ППА идет напряженная игра, в которой на кону стоит финансовое благополучие кучки людей, в чьих руках по некоторым данным сосредоточено более 80% национального достояния Армении. В игре, в которой задействованы все силовые и судебные органы республики, в ход идет все: обвинения, уголовные преследования, черный пиар. ППА якобы требует под свой контроль основные рычаги исполнительной власти, в первую очередь – пост премьера и несколько министерских портфелей, в качестве цены за поддержку Сержа Саргсяна на президентских выборах 2013 года. Республиканцы же как бы отказались выполнить это требование, опасаясь потери политического влияния вследствие фактического возвращения во власть Роберта Кочаряна.
Очевидно, что в результатах игры между республиканцами и “процветающими” сильно заинтересованы и внешние центры силы - в первую очередь россияне и американцы. Пикантность ситуации в том, что бывший гражданин США Вардан Осканян, являющийся вторым лицом в “пророссийской” ППА, является классическим западником. А одной из ключевых фигур в не менее “пророссийской” РПА является западник премьер-министр Тигран Саркисян, который, по слухам, держится в премьерском кресле исключительно из-за протекции ВБ и МВФ. ППА на словах и публично выступает за членство Армении в Евразийском Союзе, а РПА – за интеграцию с Евросоюзом. При этом, в обеих партиях вряд ли наберется более двух десятков человек, способных обосновать свою пророссийскость или прозападность идеологически. Впрочем, в условиях, когда все партии постсоветской Армении напоминают восточный базар, это удивления не вызывает. В подобных условиях глубокомысленные рассуждения российских или западных коллег о геополитических пристрастиях, идеологических предпочтениях РПА или ППА давно стали предметом насмешек у местных экспертов и политологов. Единственной идеологией и движущей силой, подвигающей все политические силы Армении на соперничество, является непреодолимое желание одних обосноваться и других удержаться у властной кормушки.
С первого же дня прихода к власти президенту Сержу Саргсяну довольно успешно удавалось поддерживать образ пророссийского политика при этом затеявшего евроремонт Армении и лояльно настроенного в отношении США. И именно в силу понимания существующей ситуации, как в Брюсселе и в Вашингтоне, так и в Москве до сегодняшнего дня продолжают притворяться, что верят в возможность Еревана усидеть на двух стульях. Отсутствие идеологии, исходящей из национальных интересов, всегда было на руку любой стране, имеющей имперские амбиции. На этом фоне президент Армении успешно выполнил свою миссию в инициированном Штатами изначально и обреченным на провал армяно-турецком процессе. Саргсяновская Армения участвует во всех евроинтеграционных программах ЕС, наращивает с Европой товарооборот. При этом, главным фактором, определяющим заинтересованность Еревана в Москве и наоборот, является безальтернативность системы безопасности. Именно безальтернативная система безопасности, заставляет власти Армении выражать лояльность Москве, поскольку даже легитимная на 100% власть никогда не сделает ни одного шага противоречащего этой системе, что прекрасно понимают в России. И именно в силу совокупности всех вышеперечисленных факторов пророссийский, поддерживающий евроинтеграцию и отправляющий армянских военнослужащих в Косово, Ирак и Афганистан Серж Саргсян и сегодня продолжает оставаться наиболее приемлемым кандидатом в президенты как для Брюсселя и Вашингтона, так и для Москвы.
Давид Степанян
http://www.arminfo.info