В исторической литературе разных авторов о Кавказских войнах в 1802-1829 гг. часто упоминается о присутствии в русских войсках рядом с командованием двух армянских священников. Кто был первый, понятно - будущий Католикос Нерсес V Аштаракеци. Второй менее известен, хотя внес большой вклад в события того периода, способствуя возрождению Армении. Это архиепископ Григорий Манучарян, родившийся и выросший в селе Ахум Шамшадильского уезда.
НЕ ЗНАЮ, ПОД КАКИМ ЗНАКОМ ЗОДИАКА ОН РОДИЛСЯ, НО ЖИЛ, как совершенный Близнец, то есть был един в двух образах: из скромного монаха в мирной жизни превращался в яростного воина в дни войны, меняя рясу на воинские доспехи. Этот истинный герой всегда скакал со своим конным отрядом в авангарде русских войск. Впервые о подвигах священнослужителя узнал генерал Цицианов, когда был назначен в Грузию главнокомандующим.
Цицианов призвал Манучаряна с собой в поход на Ганжу. Священник набрал из шамшадильских и казахских крестьян конный отряд в 500 человек и повел его в Ганжу. А потом участвовал в неудачной экспедиции на Эривань.
В одном из боев князь Цицианов лично был свидетелем геройского поступка архиепископа и тут же собственноручно наградил его орденом Св.Георгия и назначил пожизненную пенсию в 300 рублей.
В 1807 г. Г.Манучарян участвовал в походе графа Гудовича на Эривань. В жестокой схватке при Нахичевани архиепископ получил тяжелую рану и едва не погиб. По представлению Гудовича его наградили орденами Св.Владимира и Св.Анны. А пожизненная пенсия была увеличена до 600 рублей.
После окончания войны он вернулся в родное село, к молитвам и обрядам в Варагском монастыре. Но стоило ему узнать о какой-нибудь наглой вылазке турок (угон скота, расправа над мирными крестьянами), как священник с несколькими молодцами пускался в погоню за разбойниками и всегда возвращался с удачей. Манучарян наводил страх на турок, прозвавших его "дели-кешиш" ("сумасшедший поп").
Нерсес Аштаракеци любил и ценил архиепископа. Когда во время персидской войны 1826 г. враг был в окрестностях Тифлиса, все опасались за жизнь престарелого Католикоса Ефрема, жившего тогда в Ахпатском монастыре. По просьбе Нерсеса Аштаракеци архиепископ с 40 смельчаками направился в Ахпат. У реки Храми близ Борчалу 300 персидских всадников неожиданно напали на армян, сопровождавших Ефрема в Тифлис. Завязался жаркий бой. Под архиепископом Григорием был убит конь, пали два его близких родственника, но Манучарян сумел препроводить Католикоса в Тифлис.
УЗНАВ ОБ ЭТОМ ПОДВИГЕ, А.П.ЕРМОЛОВ ПОПРОСИЛ ЕГО ПРИЕХАТЬ в Шамшадильский уезд для усмирения восставших татар и вызволения из персидского плена поселян. Через несколько дней Григорий со своей дружиной был на месте, а чуть позже несколько сотен армянских семейств вернулись на место жительства. На вопрос Ермолова, чем его вознаградить, Григорий попросил избавить армянское сельское население от подчинения татарским агаларам и бекам. В своем письме Григорию Ермолов после слов благодарности, в частности, пишет: "Я предписал Шамшадильскому главному приставу освободить всех армян вверенной его дистанции от зависимости татар, описать их в казну..."
Об этих событиях и своем спасении Григорием Католикос Ефрем писал графу Паскевичу 4 июня 1828 года, добавив, что Григорий помог небольшому отряду русских войск разбить персов и бунтовщиков-татар, совершил много других подвигов, за что достоин вознаграждения.
По окончании персидской войны архиепископ Григорий Манучарян, сложив доспехи, продолжил монашескую жизнь в Варагском монастыре недалеко от родного села Ахум, где его и похоронили.
Донара КАРИМЯН, (из книги "Армении имена", Ереван, 2012 г.)