Как в России восприняли отказ премьер-министра Армении Никола Пашиняна от участия в саммите ОДКБ в Минске? Как Москва будет реагировать на шаги Армении в отношении ОДКБ? Как эти шаги отразятся на двусторонних отношениях с Россией? Можно ли будет не смешивать сферы политики и экономики, как на это надеются в Ереване? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
- Как в России отнеслись к решению Никола Пашиняна не ехать на саммит ОДКБ в Минск?
- В России в этом видят продолжение той линии, которая сформировалась не сегодня и не вчера. Как сигнал о намерении пересмотреть союзнические отношения с Россией и с другими партнерами по ОДКБ. Это не первый сигнал, хотя этот, наверное, один из самых сильных.
- Какими были другие сигналы?
- Критика ОДКБ, отказ от участия в учениях Организации Договора о коллективной безопасности, отказ принять миссию, согласованную с ОДКБ. Много всего сейчас накопилось…
- Как Москва будет реагировать на эти шаги Армении в отношении ОДКБ и как это отразится на двусторонних отношениях с Россией?
- У меня сложилось такое впечатление, по тому, что попадает в публичное пространство, что российский подход довольно сдержанный. В России считают этот курс ошибочным, для Армении невыгодным, но в то же время в Москве осознают, что свою голову не приставишь и других от ошибок не убережешь. Если кто-то намерен совершить ошибку, то мы открыто признаем это ошибкой, но как мы можем заставить Армению не выходить из ОДКБ, если она хочет выйти из ОДКБ?
- А это может повлиять на отношения с Россией в других сферах? Потому что мы сейчас видим парадокс в армяно-российских отношениях: с одной стороны кризис в политических отношениях, с другой стороны очень сильно развиваются экономические связи. Можно ли будет не смешивать сферы политики и экономики, как на это надеются в Ереване?
- Я думаю, что на взгляд Москвы, подрывать отношения в других сферах из-за того, что официальный Ереван подрывает отношения в сфере политической, было бы неверно. Было бы контрпродуктивно с точки зрения российских интересов. Россия, с того самого момента, как первые признаки этого напряжения возникли, первые признаки намерения Армении пересмотреть союзнические отношения с Россией, подчеркивала, что Москва остается верной союзническим обязательствам и союзническим отношениям. В России не хотят и точно не будут выступать инициаторами пересмотра отношений (с Арменией).
Я думаю, что это относится и к экономической сфере тоже. Опыт с другими странами показал, что какие-то экономические меры, по крайней мере в отношениях с нашими соседями по бывшему Советскому Союзу, не очень работают. Они раздражают граждан, но никак не влияют на то, что делают власти. С другой стороны, теми силами в руководстве Армении, которые выступают за скорейший разрыв с Россией, любой признак экономического давления со стороны России будет истолкован как повод для того, чтобы разорвать отношения в политической сфере уже формально.
Кроме того, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это сложная институция, где годами согласовываются разные позиции, где правится национальное законодательство в соответствии с условиями интеграционного объединения. И это так все быстро не разорвать.
Ответ в политической сфере конечно есть и будет. И то, что пишется и говорится в СМИ Армении по поводу России, тоже все замечают.
Айк Халатян, ИАЦ «VERELQ»