В середине сентября на всеармянском форуме Никол Пашинян заявил, что в перспективе Армения может покупать азербайджанский газ. Идея, конечно, вызвала резонанс, но вряд ли можно ее считать неожиданной и тем более реалистичной.
НУ, ВО-ПЕРВЫХ, РАНЕЕ И ДРУГИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМАНДЫ ПАШИНЯНА ГОВОРИЛИ о возможности приобретения Арменией азербайджанского газа. В частности, Ален Симонян делал подобные заявления. Во-вторых, Пашинян сам сказал: «Некоторое время назад были заявления из Азербайджана, что в случае мира в будущем Армения может импортировать газ и из Азербайджана". То есть, Баку ставит Еревану условия, при которых когда-нибудь Армения может воспользоваться азербайджанским газом. Называют азербайджанцы это условие миром. На самом же деле, с учетом амбиций Баку, его открыто провозглашенных территориальных претензий к Армении, в Азербайджане под словом «мир» подразумевают очередные уступки с армянской стороны в обмен на перспективу возможности якобы получать азербайджанский газ.
Будь у власти в Армении более или менее компетентные люди, руководствующиеся интересами самой Армении, то, пожалуй, иначе отреагировали бы на предложения из Баку. А именно, деликатно сказали бы: «спасибо, но не надо». Ведь вне зависимости от армяно-азербайджанского процесса Армения не испытывает необходимости в дополнительных объемах газа. И вот почему.
Сейчас в стране потребляется около 2,5 млрд кубометров газа ежегодно. Причем, традиционно самым крупным потребителем является население страны, это означает, что в этом секторе в обозримом будущем газопотребление радикально не увеличится. По крайней мере демографического взрыва никто не ждет, наоборот, по всем оценкам и прогнозам фиксируется тенденция сокращения населения. Иными словами, главному потребителю газа в Армении дополнительных объемов в перспективе не нужно.
Другим крупным потребителем газа в Армении является газифицированный транспорт. Он (транспорт) использует более 20% всего потребляемого газа. Между тем стоит отметить, что отечественный транспортный парк движется в сторону электрификации, которая приходит на смену газификации. То есть в обозримом будущем спрос на газ в этом автотранспортном секторе будет сокращаться.
Конечно, дополнительные объемы газа теоретически могли бы понадобиться промышленности, как это происходит во многих других странах. Но в задачи армянского правительства не входит развитие промышленности, армянская экономика заточена прежде всего на реэкспорт, для которого дополнительных объемов газа не нужно. Не нужно много газа ни для строительной отрасли, ни туризму – приоритетных для армянского правительства сфер.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОЧЕВИДНО, ЧТО ДАЖЕ ПРИ УСЛОВИИ ИДЕАЛЬНОГО МИРА между Арменией и Азербайджаном нам его (Азербайджана) газ, как говорится, сто лет не нужен. Впрочем, не нужен он и по целому ряду других причин. Прежде всего непонятно, по какой цене предлагается голубое топливо. Можно смело утверждать, что ниже той, по которой Армения получает сегодня российский газ, она (цена) не будет. 165 долларов за 10 тысяч кубометров (действующая цена российского газа для Армении) – одна из самых низких цен в мире. Кроме того, даже если предположить, что Азербайджан поставляет газ в Армению, все равно получать мы будем по факту российский газ. Известно, что Баку покупает российский газ, дабы обеспечить необходимым объемом и свой внутренний рынок и экспорт. Своего газа для этого Азербайджану не хватает. В этой ситуации идея приобретения Арменией азербайджанского газа становится и вовсе абсурдной: азербайджанцы будут перепродавать нам российский газ, который и так мы получаем в необходимых объемах. Для чего в схеме газоснабжения Армении нужен посредник между Москвой и Ереваном в лице Баку? Искать рациональные ответы на этот вопрос бессмысленно. Зато иррациональных - целая куча.
Зато эта идея отлично ложится в контекст повестки армянской власти по снижению уровня армяно-российской интеграции. Если представители команды Пашиняна считают, что армянский народ может отказаться от хлеба, заменив его на рис - лишь бы оторваться от России, то с тем же успехом можно отказаться от российского газа, который якобы заменит азербайджанский. На самом деле ясно, что, отказавшись от пшеницы, и риса мы не получим. На самом деле ясно, что, оторвавшись от российского газа, азербайджанский мы не получим. Но тут главное для армянских властей не то, что мы получим, тут главное - отказаться. А там гори оно синим пламенем, народ переживет и голод, и холод.
ДРУГОЙ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГАЗОВОЙ ИСТОРИИ, пожалуй, кроется в том, что уступчивость армянских властей в диалоге с азербайджанскими коллегами необходимо чем-то постоянно оправдывать. И из газа сейчас раздувается очередной такой предмет оправдания.
Конечно, серьезно относиться к тому, что когда-нибудь Азербайджан может стать надежным поставщиком газа в Армению, просто нелепо. Баку просто нужен дополнительный рычаг воздействия на власть в Армении. Причем не столько на власть нынешнюю, сколько на будущую. Вот и появляются идеи, призванные решать подобные задачи.
Что же касается непосредственно газа, то армянской власти не помешало бы объяснить общественности, чем лучше российского газа поступающий из Азербайджана российский газ. Объяснить, почему рычаг газового влияния на Армению в руках Москвы и Баку лучше, чем в руках Москвы. И вообще, надо объяснить: для чего нам нужно больше газа? Может, вслед за «бархатной» грядет промышленная революция? Так предупреждать надо…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"